Защита датчика температуры

Термисторная (позисторная) защита электродвигателей

Зашита асинхронных электродвигателей от перегрева традиционно реализуется на основе, тепловой токовой защиты. В подавляющем большинстве двигателей, находящихся в эксплуатации, используется тепловая токовая защита, которая недостаточно точно учитывает фактические температурные режимы работы электродвигателей, а также его температурные постоянные времени.

В косвенной тепловой защите асинхронного электродвигателя биметаллические пластины включают в цепи питания статорных обмоток асинхронною электродвигателя, а при превышении максимально допустимого тока статора, биметаллические пластины, нагреваясь, отключают питание статора от источника электроэнергии.

Недостатком этого метода является то, что защита реагирует не па температуру нагрева обмоток статора, а на количество выделенного тепла без учета времени работы в зоне перегрузок и реальных условий охлаждения асинхронного электродвигателя. Это не позволяет в полной мере использовать перегрузочную способность электродвигателя и снижает производительность оборудования, работающего в повторно-кратковременном режиме из-за ложных отключений.

Сложность конструкции тепловых реле. недостаточно высокая надежность систем защиты на их основе, привели к созданию тепловой защиты, реагирующей непосредственно на температуру защищаемого объекта. При этом датчики температуры устанавливаются на обмотке двигателя.

Термочувствительные защитные устройства: термисторы, позисторы

В качестве датчиков температуры получили применение термисторы и позисторы - полупроводниковые резисторы, изменяющие свое сопротивление от температуры. Термисторы представляют собой полупроводниковые резисторы с большим отрицательным ТСК. При увеличении температуры сопротивление термистора уменьшается, что используется для схемы отключения двигателя. Для увеличения крутизны зависимости сопротивления от температуры, термисторы, наклеенные на три фазы, включаются параллельно (рисунок 1).

Рисунок 1 – Зависимость сопротивления позисторов и термисторов от температуры: а – последовательное соединение позисторов; б – параллельное соединение термисторов

Позисторы являются нелинейными резисторами с положительным ТСК. При достижении определенной температуры сопротивление позистора скачкообразно увеличивается на несколько порядков.

Для усиления этого эффекта позисторы разных фаз соединяются последовательно. Характеристика позисторов показана на рисунке.

Защита с помощью позистоpoв является более совершенной. В зависимости от класса изоляции обмоток двигателя берутся позисторы на температуру срабатывания =105, 115, 130, 145 и 160. Эта температура называется классификационной. Позистор резко меняет сопротивление при температура за время не более 12 с. При сопротивление трёх последовательно включенных позисторов должно быть не более 1650 Ом, при температуре их сопротивление должно быть не менее 4000 Ом.

Гарантийный срок службы позисторов 20000 ч. Конструктивно позистор представляет собой диск диаметром 3.5 мм и толщиной 1 мм, покрытый кремне-органической эмалью, создающей необходимую влагостойкость и электрическую прочность изоляции.

Защита датчика температуры термисторной защиты

Рассмотрим схему позисторной защиты, показанную на рисунке 2.

Рисунок 2 – Аппарат позисторной защиты с ручным возвратом: а – принципиальная схема; б – схема подключения к двигателю

К контактам 1, 2 схемы (рисунок 2, а) подключаются позисторы, установленные на всех трёх фазах двигателя (рисунок 2, б). Транзисторы VТ1, VT2 включены по схеме триггера Шмидта и работают в ключевом режиме. В цепь коллектора транзистора VT3 оконечного каскада включено выходное реле К, которое воздействует на обмотку пускателя.

При нормальной температуре обмотки двигателя и связанных с ним позисторов сопротивление последних мало. Сопротивление между точками 1-2 схемы также мало, транзистор VT1 закрыт (на базе малый отрицательный потенциал), транзистор VТ2 открьгг (большой потенциал). Отрицательный потенциал на коллекторе транзисторе VT3 мал, и он закрыт. При этом ток в обмотке реле К недостаточен для его срабатывания.

При нагреве обмотки двигателя сопротивление позисторов увеличивается, и при определенном значении этого сопротивления отрицательный потенциал точки 3 достигает напряжения срабатывания триггера. Релейный режим триггера обеспечивается эммитерной обратной связью (сопротивление в цепи эммитера VТ1) и коллекторной обратной связью между коллектором VT2 и базой VT1. При срабатывании триггера VТ2 закрывается, а VT3 - открывается. Срабатывает реле К, замыкая цепи сигнализации и размыкая цепь электромагнита пускателя, после чего обмотка статора отключается от напряжения сети.

После охлаждения двигателя его пуск возможен после нажатия кнопки «возврат», при котором триггер возвращается в начальное положение.

В современных электродвигателях позисторы защиты устанавливаются на лобовой части обмоток двигателя. В двигателях прежних разработок позисторы можно приклеивать к лобовой части обмоток.

Достоинства и недостатки термисторной (позисторной) защиты

Термочувствительная защита электродвигателей предпочтительней в тех случаях, когда по току невозможно определить с достаточной точностью температуру электродвигателя. Это касается, прежде всего, электродвигателей с продолжительным периодом запуска, частыми операциями включения и отключения (повторно-кратковременный режим работы) или двигателей с регулируемым числом оборотов (при помощи преобразователей частоты). Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении электродвигателей или выходе из строя системы принудительного охлаждения.

Недостатками термисторной защиты является то, что с термисторами или позисторами выпускаются далеко не все типы электродвигателей. Это особенно касается электродвигателей отечественного производства. Термисторы и позисторы могут устанавливаться в электродвигатели только в условиях стационарных мастерских. Температурная характеристика термистора достаточно инерционна и сильно зависит от температуры окружающей среды и от условий эксплуатации самого электродвигателя.

Термисторная защита требует наличия специального электронного блока: термисторного устройства защиты электродвигателей, теплового или электронного реле перегрузки, в которых находятся блоки настройки и регулировки, а также выходные электромагнитные реле, служащие для отключения катушки пускателя или электромагнитного расцепителя.

Наш сайт в Facebook:

Лада Калина седан K-Line › Бортжурнал › Немного ремонта. Проводка багажника. Датчик температуры газа. Защита двигателя

Омск, Россия

Проводка багажника

Перестали светить лампы подсветки багажника. Пришлось чуток повозиться просмотрев и прозвонив всю проводку в багажнике.

Если бы был внимательным, и обратил внимание на жгут проводов, то неисправность обнаружил бы намного быстрее.

Со временем переломились провода жгута в крышку багажника. Бело-черный отвечает за концевик багажника

Хорошо, что просто провод один отгнил, а остальные не замкнули. Подсветка номера отлично еще функционировала.

Защитный чехол уже порвался в двух местах, но это не критично. Можно восстановить.

Решено было нарастить провода. Без термоусадки ни шагу.

Вот что получилось в итоге. Надорванные места усажены в термоусадку. Место соединения немного приподнял.

Защита датчика температуры термисторной защиты

Датчик температуры газа

Эти датчики славятся своим обрывом проводов под самый корпус датчика. Припаяться было не реально. Чтоб к ним припаяться, их надо отлично зачистить.

Хотя вру, временно удалось "на соплях" припаяться…

Часть резьбы осталась внутри штуцера. "Высверливаем", а более точнее — леркой на 5 нарезаем резьбу.

Остатки резьбы вываливаются внутрь.

Выложил все имеющееся добро на стол. По порядку:

1) штуцер для датчика температуры газа

2) остатки старого датчика + переделанный на время датчик

3) новый датчик температуры газа

НА фото видно, что взамен датчика было впаяно последовательно пара сопротивлений на 1,3к Ом взял, что равносильно показанию 87 градусов цельсия.

Кто-то советует ставить резистор на 4,7кОм — это будет равносильно показанию температуры 20 градусов цельсия

Но у меня попался датчик с немного меньшей резьбой, т.е на 5, а старый оказался на 6.

Тоже не беда. Высверливаем с противоположной стороны отверстие, нарезаем резьбу на 5. А старое отверстие заглушил болтом. Получилась такая конструкция.

Усиливаем защиту двигателя

"Уши" у защиты двигателя — слабое звено. Часто отрываются. Приходилось уже варить и опять одно оторвалось. И еще вся защита была поведенная, не ровная.

Покумекал, взял уголок, обрезал одну сторону но не под корень, а оставив бортик 5мм и приварил с краю. Этим выпрямил кривую защиту.

Варил давно, уже успело все покрыться ржавчиной. Шов не ровный, но что смог и как мог, так и сделал. Оторванной ухо на фото видно

Нашел металл 3мм и вырезал новые уголки. Старые, заводские были 2мм толщиной.

Заварил уголки на свое место, не с первого раза конечно. Приходилось разок переварить расположение, т.к. примерку по месту было трудновато сделать.

Ну и понесло. Зачистил щеткой, дрелью. Прошелся преобразователем ржавчины. Выждал время и промыл водой.

Продул компрессором, высушив всю воду. Покрасил фосфатирующим грунтом, который остался с прошлых закупок. После высыхания нанес черную краску.

Последний слой на месте, сушим.

Термисторная защита электродвигателей и реле термисторной защиты двигателя

Термисторная (позисторная) защита электродвигателей

Сложность конструкции тепловых реле к пускателям электродвигателей, недостаточная надежность систем защиты на их основе, привели к созданию тепловой защиты, реагирующей непосредственно на температуру обмоток электродвигателя. При этом датчики температуры устанавливаются на обмотке двигателя.  Другими словами, осуществляется непосредственный контроль измерения нагрева двигателя. Прямая защита двигателя через контроль температуры обмотки даже при тяжелейших условиях окружающей среды обеспечивает полную защиту двигателя, оснащенного температурными датчиками с положительным коэффициентом сопротивления (PTC). Температурные датчики PTC встроены в обмотки электродвигателя (укладываются в обмотку двигателя изготовителем двигателей).

Защита датчика температуры термисторной защиты

Термочувствительные защитные устройства: термисторы, позисторы

В качестве датчиков температуры получили применение термисторы и позисторы (РТС – резисторы) - полупроводниковые резисторы, изменяющие свое сопротивление от температуры. Термисторы представляют собой полупроводниковые резисторы с большим отрицательным ТСК. При увеличении температуры сопротивление термистора уменьшается, что используется для схемы отключения двигателя. Для увеличения крутизны зависимости сопротивления от температуры, термисторы, наклеенные на три фазы, включаются параллельно (рисунок 1).

Рисунок 1 – Зависимость сопротивления позисторов и термисторов от температуры: а – последовательное соединение позисторов; б – параллельное соединение термисторов

Позисторы являются нелинейными резисторами с положительным ТСК. При достижении определенной температуры сопротивление позистора скачкообразно увеличивается на несколько порядков.

Для усиления этого эффекта позисторы разных фаз соединяются последовательно. Характеристика позисторов показана на рисунке.

Защита с помощью позистоpoв является более совершенной. В зависимости от класса изоляции обмоток двигателя берутся позисторы на температуру срабатывания =105, 115, 130, 145 и 160. Эта температура называется классификационной. Позистор резко меняет сопротивление при температура за время не более 12 с. При сопротивление трёх последовательно включенных позисторов должно быть не более 1650 Ом, при температуре их сопротивление должно быть не менее 4000 Ом.

Гарантийный срок службы позисторов 20000 ч. Конструктивно позистор представляет собой диск диаметром 3.5 мм и толщиной 1 мм, покрытый кремне-органической эмалью, создающей необходимую влагостойкость и электрическую прочность изоляции.

Рассмотрим схему позисторной защиты, показанную на рисунке 2.

К контактам 1, 2 схемы (рисунок 2, а) подключаются позисторы, установленные на всех трёх фазах двигателя (рисунок 2, б). Транзисторы VТ1, VT2 включены по схеме триггера Шмидта и работают в ключевом режиме. В цепь коллектора транзистора VT3 оконечного каскада включено выходное реле К, которое подает сигнал на обмотку пускателя электродвигателя.

При нормальной температуре обмотки двигателя и связанных с ним позисторов сопротивление последних мало. Сопротивление между точками 1-2 схемы также мало, транзистор VT1 закрыт (на базе малый отрицательный потенциал), транзистор VТ2 открьт (большой потенциал). Отрицательный потенциал на коллекторе транзисторе VT3 мал, и он закрыт. При этом ток в обмотке реле К недостаточен для его срабатывания.

При нагреве обмотки двигателя сопротивление позисторов увеличивается, и при определенном значении этого сопротивления отрицательный потенциал точки 3 достигает напряжения срабатывания триггера. Релейный режим триггера обеспечивается эммитерной обратной связью (сопротивление в цепи эммитера VТ1) и коллекторной обратной связью между коллектором VT2 и базой VT1. При срабатывании триггера VТ2 закрывается, а VT3 - открывается. Срабатывает реле К, замыкая цепи сигнализации и размыкая цепь электромагнита пускателя, после чего обмотка статора отключается от напряжения сети, двигатель останавливается.

Рисунок 2 – Аппарат позисторной защиты с ручным возвратом: а – принципиальная схема; б – схема подключения к двигателю

После охлаждения двигателя его пуск возможен после нажатия кнопки «возврат», при котором триггер возвращается в начальное положение.

В современных электродвигателях позисторы защиты устанавливаются на лобовой части обмоток двигателя. В двигателях прежних разработок позисторы можно приклеивать к лобовой части обмоток.

Достоинства и недостатки термисторной (позисторной) защиты

  • Термочувствительная защита электродвигателей предпочтительней в тех случаях, когда по току невозможно определить с достаточной точностью температуру электродвигателя. Это касается, прежде всего, электродвигателей с продолжительным периодом запуска, частыми операциями включения и отключения (повторно-кратковременный режим работы) или двигателей с регулируемым числом оборотов (при помощи преобразователей частоты). Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении электродвигателей или выходе из строя системы принудительного охлаждения.
  • Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении двигателей или выходе из строя принудительного охлаждения. Следующей областью применения термисторной защиты является температурный контроль в трансформаторах, жидкостях и подшипниках для их защиты от перегрева.
  • Недостатками термисторной защиты является то, что с термисторами или позисторами выпускаются далеко не все типы электродвигателей. Это особенно касается электродвигателей отечественного производства. Термисторы и позисторы могут устанавливаться в электродвигатели только в условиях стационарных мастерских. Температурная характеристика термистора достаточно инерционна и сильно зависит от температуры окружающей среды и от условий эксплуатации самого электродвигателя.
  • Термисторная защита требует наличия специального электронного блока: термисторного устройства защиты электродвигателей, теплового или электронного реле перегрузки, в которых находятся блоки настройки и регулировки, а также выходные электромагнитные реле, служащие для отключения катушки пускателя или электромагнитного расцепителя.

Виды термисторных реле различных производителей:

Реле термисторной защиты двигателя TER-7 ELCO (Чехия)

  • контролирует температуру обмотки электродвигателя в температ. интервале, данном сопротивл. PTC термистора фиксированный настроенный уровень коммутации
  • в качестве считывающего элемента применяетсчя термистор PTC встроенный в обмотку электродвигателя его производителем, возможно использование внешнего PTC сенсора
  • функция ПАМЯТЬ - реле в случае ошибки блокируется до момента вмешательства персонала (наж. кнопки RESET)

RESET ошибочного состояния:

a) кнопкой на передней панели

b) внешним контактом (на расстоянии по двум проводам)

  • функция контроля короткого замыкани или отключения сенсора. состояние нарушения сенсора указывает мигающий красный светодиодный индикатор
  • выходной контакт 2x переключ. 8 A / 250 V AC1
  • состояние превышение температуры обмотки двигателя указывает светящийся красный светодиодный индикатор
  • универсальное напряжение питания AC/ DC 24 - 240 V
  • клеммы сенсора не изолированы гальванически, но их можно замкнуть с клеммой PE без поломки устройства, в случае питания от сети должен быть подключен нейтраль на клемму A2
  • Реле термисторной защиты электродвигателя РТ-М01-1-15 (МЕАНДР, Россия)

    • контролирует температуру двигателей, оснащенные позисторами (термисторы с положительным температурным коэффициентом - РТС резисторы), встроенные в обмотку двигателя ( производителем).
    • коммутируемый ток 5А/250В (пиковый 16А), контакты реле 1з+1р
    • индикация рабочих состояний:
    • (напряжение питания, срабатывание реле, перегрев двигателя, КЗ датчиков)
    • напряжение питания АС 220, 100, 380 (по исполнениям)

    Реле контроля температуры двигателя  E3TF01 230VAC (PTC), 1 CO, TELE Серия ENYA (Австрия)

    • контролируемая величина PTC (контр. температуры двигателя  на повышение) от 6 PTC датчиков
    • диапазон измерения общее сопр. холодн. <1,5kΩ клеммы T1-T2 или T1-T3
    • напряжений питания    230V AC
    • максимальный коммутируемый ток 250V, 5A AC (1 перекидной)

    Реле контроля температуры двигателя G2TF02 (PTC), 2ПК (требуется модуль TR2) TELE Серия GAMMA (Австрия)

    • контролируемая величина PTC (контр. температуры двигателя  на повышение) от 6 PTC датчиков
    • диапазон измерения общее сопр. холодн. <1,5kΩ клеммы T1-T2
    • диапазон напряжений питания спомощью модуля питания TR2 или SNT2 * (устанавливается в реле)
    • напряжений питания    230V AC
    • максимальный коммутируемый ток 250V, 5A AC (2 перекидных)

    Реле термисторной защиты двигателя CR-810 F&F ЕвроАвтоматика (Белоруссия)

    • контроль температуры электродвигателей, генераторов, трансформаторов и защита их от перегрева
    • датчики РТС устанавливаются в обмотках электродвигателя производителем и в комплект не входят (термисторы РТС соединенные последовательно от 1 до 6 штук)
    • напряжение питания 230V AC и 24V AC/DC
    • максимальный комутируемый ток 16А, 1 переключающий контакт
    • контроль КЗ в цепи термисторных датчиков
    • с ростом температуры электродвигателя растет сопротивление цепи термисторных датчиков, при достижении более 3000 Ом питание отключается (реле разрывает цепь питания катушки контактора), включение происходит автоматически при снижении температуры и соответсвенно сопротивления до 1800 Ом.

    Реле контроля температуры двигателя MTR01, MTR02  BMR (Чехия)

    • Реле контролирует температуру обмотки электрического двигателя. Принцип действия основан на измерении сопротивления термистора, встроенного в двигатель.
    • Устройство также контролирует короткое замыкание или пропадание фазы. Реле имеет один выходной перекидной контакт на ток 8 А.
    • Модификация MTR01 24V/ MTR02 24V предназначена для напряжения питания 24 В. Остальные параметры.
    • MTR02 с гальванической изоляцией
    • Сопротивление PTC в раб. режиме 50 Ω < PTC < 3,3 кΩ
    • Сопротивление PTC в авар. режиме PTC > 3,3кΩ или PTC < 50Ω
    • Отключение аварийного режима PTC < 1,8 кΩ + RESET
    • Номинальный ток 8 A (15А - пиковый ток), 1 перекидной контакт

    Реле контроля температуры двигателя BTR-12E BTR Electronic Systems, "METZ CONNECT" (Германия)

    • реле термистор применяется для защиты моторов от термических перегрузок, возникающих при механических перегрузках в приводах или при использовании электродвигателей под перенапряжением. Для регистрации температуры применяется РТС = сопротивление с позитивным температурным коэффициентом, которые позиционируются в месте наибольшего нагрева.
    • выпускается с памятью ошибки и без ЗУ (запоминающее  устройство)
    • напряжение питания 230V AC / 24V AC/DC
    • предельно допустимый ток контактов 6А (1 или 2 переключающих контакта)

    Реле термической защиты Grundfos MS 220 C Grundfos/Ziehl (Германия)

    • Реле Grundfos MS 220C предназначено для преобразования термисторного сигнала в релейный и передачи его на пускатель в насосах с мощностью двигателя более 3.0 кВт.
    • напряжение питания AC/DC 24 - 240V (и др. в зависимости от исполнения 110,400V)
    • 1 CO, ток контактов 6А

    Реле контроля температуры двигателя серии 71.91 и 71.92 Finder (Италия)

    Термисторное реле определения температуры для промышленного применения.

    Реле Finder термисторной защиты двигателя [71.91.8.230.0300 ]

    • 1 нормально разомкнутый контакт, без памяти отказов
    • Питание 24 В переменного/постоянного тока или 230 В переменного тока
    • Защита от перегрузок в соответствии с EN 60204-7-3
    • Положительная предохранительная логическая схема размыкает контакт, если значения измерений выходят за пределы приемлемого диапазона
    • Индикация состояния с помощью светодиода
    • Определение температуры с положительным температурным коэффициентом (PTC)
    • Выявление короткого замыкания с помощью PTC
    • Выявление обрыва провода с помощью PTC

    Реле Finder термисторной защиты двигателя (с памятью) [71.92.8.230.0401 ]

    • Термисторное реле с памятью отказов
    • 2 перекидных контакта
    • Питание 24 В переменного/постоянного тока или 230 В переменного тока
    • Защита от перегрузок в соответствии с EN 60204-7-3
    • Положительная предохранительная логическая схема размыкает контакт, если значения измерений выходят за пределы приемлемого диапазона
    • Индикация состояния с помощью светодиода
    • Определение температуры с положительным температурным коэффициентом (PTC)
    • Память отказов выбирается переключателем
    • Выявление короткого замыкания с помощью PTC
    • Выявление обрыва провода с помощью PTC
    Рекомендуем также прочитать
    Датчик температуры и влажности DHT11
    Сборник электросхем для некоторых моделей автомобилей Тойота. Приводятся схемы систем отопления, кондиционирования, контрольных приборов.
    Toyota Will VS Электронная&#128285;поделка › Бортжурнал › Установил сигналку StarLine A92 Волгоград, Россия
    Автосигнализации Pandora в настоящий момент являются наиболее инновационными на российском рынке средствами защиты.