Датчик температуры 2101
Электрооборудование
- Новинка Датчик положения коленчатого вала
Каталожный номер: 21120384701082
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA 2101-07, LADA Samara, LADA 110, LADA Kalina, LADA Priora, LADA Granta, LADA 4x4
Новинка Датчик положения дроссельной заслонки
Каталожный номер: 21120114820082
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA 2101-07, LADA Samara, LADA 110, LADA Kalina, LADA Priora, LADA Granta, LADA 4x4
Новинка Регулятор напряжения
Каталожный номер: 21100370150082
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA Samara, LADA 110, Chevrolet NIVA
Каталожный номер: 21100382801082
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA 1111, LADA Samara, LADA 110
Новинка Датчик включения вентилятора
Каталожный номер: 21010382801082
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA 2101-07
Новинка Датчик температуры
Каталожный номер: 21120385101082
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA 2101-07, LADA Samara, LADA Kalina, LADA Priora, LADA Granta, LADA 4x4
Новинка Датчик температуры
Каталожный номер: 11180382811082
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA Kalina
Новинка Датчик температуры
Для автомобилей семейств: Для автомобилей семейств: LADA 2101-07, LADA Samara, LADA 110, LADA Kalina, LADA 4x4
Контрольные приборы автомобилей ВАЗ 2101, 21011, 2102, 21021
Устройство
Все контрольно-измерительные приборы и приборы световой сигнализации скомплектованы в комбинацию приборов (см. рис. 7). Комбинация приборов КП-191 объединяет в себе указатель уровня топлива, указатель температуры охлаждающей жидкости, спидометр, а также семь контрольных ламп, одна из которых (резерва топлива) установлена в указателе уровня топлива. На автомобилях ВАЗ-21011, -21021 внешнее оформление комбинации приборов несколько отличается от комбинации приборов автомобиля ВАЗ-2101 и, кроме того, добавлена сигнализация о недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке гидропривода.
Комбинация приборов установлена в гнезде панели приборов и закреплена двумя пружинными держателями, расположенными по бокам. Схема включения приборов показана на рис. 341.
Указатель температуры охлаждающей жидкости магнитоэлектрический, типа УК-191, применяется совместно с датчиком ТМ-106. На шкале указателя имеются две риски и красная зона. Первая риска соответствует 30°С, вторая 60°С, а начало красной (опасной) зоны - 108°С.
Рис. 341. Электрическая схема включения контрольных приборов: 1 - контрольная лампа резерва топлива; г-указатель уровня топлива: 3 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 - реле-прерыватель указателей поворота; 6 - аккумуляторная батарея; 7 - генератор; 8 - включатель зажигания; 9 - предохранители; 10 - включатель контрольной лампы стояночного тормоза; 11-реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 12 - датчик контрольной лампы давления масла; 13 - контрольная лампа давления масла; 14 - контрольная лампа включения стояночного тормоза; 15 - датчик указателя уровня топлива. Обозначение цвета проводов: Б - белый; ГЧ - голубой с черными полосами; 3 - зеленый; Кор - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; СК - серый с красными полосами
Указатель действует по принципу логометра. Суммарный магнитный поток, создаваемый двумя расположенными под углом 90° катушками, действует на постоянный магнит, установленный на оси стрелки. В зависимости от силы тока, протекающего по обмоткам катушек, магнит стрелки отклоняется в соответствующее положение.
Если сопротивление датчика 1000-5000 Ом, стрелка указателя должна находиться в начале шкалы, а если сопротивление 98-110 Ом - в начале красной зоны (при температуре указателя 20°С).
Указатель уровня топлива типа УБ-191, так же как и указатель температуры охлаждающей жидкости, магнитоэлектрический и имеет такую же конструкцию и принцип действия. Отличается он данными обмоток и некоторыми другими деталями. Указатель УБ-191 применяется в паре с датчиком типа БМ-150 или БМ-154 на автомобиле ВАЗ-2102. При сопротивлении датчика 285-335 Ом стрелка должна находиться в начале шкалы, при сопротивлении датчика 100-135 Ом - в середине шкалы, а при сопротивлении датчика 7-25 Ом - должна отклоняться в конец шкалы (отметка 4Л).
Спидометр состоит из стрелочного указателя скорости движения автомобиля (км/ч) и итогового счетчика пути (км), пройденного автомобилем. На шкале спидометра нанесены деления от нуля до 160 км/ч через каждые 10 км/ч, а также три красные риски, соответствующие скоростям 37, 62 и 96 км/ч. Эти риски указывают предельные скорости движения на I, II и III передачах.
Механизмы спидометра приводятся во вращение гибким валом от редуктора, установленного на задней крышке коробки передач. Крутящий момент для приведения в действие спидометра не превышает 50 гс-см.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости типа ТМ-106 завернут в головку цилиндров с левой стороны двигателя.
В датчике установлен терморезистор, изменяющий свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Тарировочные данные датчика приведены в табл. 36.
Датчик указателя уровня топлива типа БМ-150 (БМ-154 для автомобиля ВАЗ-2102) установлен в топливном баке. Датчик имеет переменный резистор из нихромовой проволоки. Подвижный контакт резистора управляется рычагом с поплавком. На коротком конце этого рычага находится также подвижный контакт, включающий контрольную лампу резерва топлива, если в баке останется 4-6,5 л (5-7,5 л для автомобиля ВАЗ-2102) бензина. Тарировочные данные датчиков приведены в табл. 37.
Датчик контрольной лампы давления масла типа ММ-120 ввернут в блок цилиндров двигателя с левой стороны.
В датчике имеется диафрагма, на которую действует давление масла. Диафрагма связана с подвижным контактом. Если давление в системе смазки двигателя ниже 0,4-0,8 кгс/см2, то подвижный контакт прижат пружиной к неподвижному, цепь питания контрольной лампы замкнута и лампа горит. Как только давление масла превысит 0,4-0,8 кгс/см2, оно выгибает диафрагму и, преодолевая сопротивление пружины, толкателем отжимает подвижный контакт от неподвижного. Цепь питания контрольной лампы размыкается и лампа гаснет.
Реле-прерыватель типа РС-492 контрольной лампы включения стояночного тормоза подвешен на проводах под панелью приборов за блоком предохранителей.
Реле-прерыватель имеет пластмассовое основание, в котором закреплены три стойки-штекера, имеющие обозначение <->, < + > и L (см. рис. 341, поз. 11). К стойке-штекеру L приварена биметаллическая пластина с обмоткой из нихромовой проволоки 0 0,10 мм, изолированной от пластинки асбестовой бумагой. Сопротивление обмотки - 26 Ом при 20°С. Один ее конец приварен к стойке-штекеру <->, а другой - к контакту, приклепанному к концу биметаллической пластинки.
Включатель контрольной лампы стояночного тормоза типа
ВК.-409 установлен на кронштейне под рычагом стояночного тор. моза. Номинальная сила тока через контакты включателя - 2 А при напряжении 12 В.
Возможные неисправности приборов, их причины и способы устранения приведены в табл. 38.
Проверка приборов
Точность работы приборов необходимо проверять на стенде, сравнивая показания приборов с тарировочными данными, приведенными выше. Ниже даются методы определения неисправностей в работе приборов.
Проверка указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка указателя находится постоянно против отметки О, то при включенном зажигании необходимо отсоединить провод от датчика указателя и соединить наконечник провода с массой. Если стрелка отклонится, то неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, то вынуть комбинацию из панели приборов, снять правую (красную) колодку и при включенном зажигании соединить штекер 9 (рис. 342) с <массой> (штекером 5),
Рис. 342. Электрическая схема соединений комбинации приборов (вид сзади): 1 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 2 - штекер контрольной лампы включения габаритных огней (соединяется со штекером 6 блока предохранителей); 3 - штекер контрольной лампы включения дальнего света фар (соединяется со штекером G блока предохранителей); 4 - штекер подвода питания (соединяется со штекером < + > реле-прерывателя указателей поворота); 5 - штекер массы; 6 - штекер лампы освещения комбинации приборов (соединяется со штекером Я включателя освещения комбинации приборов); 7 - лампа освещения комбинации приборов; 8 - штекер указателя уровня топлива (соединяется со штекером Т датчика уровня топлива); 9 - штекер указателя температуры охлаждающей жидкости (соединяется с датчиком указателя температуры); 10 - штекер контрольной лампы ручного тормоза (соединяется со штекером L реле-прерывателя ручного тормоза); 11 - штекер контрольной лампы резерва топлива (соединяется со штекером W датчика уровня топлива); 12 - штекер контрольной лампы давления масла (соединяется с датчиком контрольной лампы); 13 - штекер контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи (соединяется со штекером <30/51> реле контрольной лампы заряда); 14 - контрольная лампа резерва топлива; 15 - указатель уровня топлива; 16 - контрольная лампа включения ручного тормоза: 17 - контрольная лампа давления масла; 18 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 19 - штекер контрольной лампы указателей поворота (соединяется со штекером Р реле прерывателя указателей поворота); 20 - контрольная лампа указателей поворота; 21 - контрольная лампа включения габаритных огней; 23 - контрольная лампа включения дальнего света фар
На автомобиле BA3-2103 с массой следует соединять штекер V указателя УК-193. Отклонение стрелки в этом случае укажет на исправность прибора и на повреждение провода, соединяющего датчик указателя с комбинацией приборов. Если стрелка не отклоняется, то заменить прибор или всю комбинацию приборов. Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, то при включенном зажигании отсоединить провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться к отметке 0. Если стрелка остается в красной зоне, то или провод имеет замыкание с <массой>, или поврежден прибор. Исправность прибора можно проверить, отсоединив правую (красную) колодку комбинации приборов.
На автомобиле BA3-2103 необходимо отсоединить от указателя зеленый провод. При включенном зажигании стрелка должна находиться на отметке 0.
Проверка указателя уровня топлива. Методика проверки аналогична описанной выше. При этом следует иметь в виду, что к штекеру W датчика указателя присоединяется провод, идущий к контрольной лампе резерва топлива, а к штекеру Т - провод, идущий к самому указателю.
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы и не отклоняется после замыкания с массой наконечника провода, отсоединенного от штекера Т датчика, то необходимо проверить прибор. Для этого снять комбинацию приборов, отсоединить от нее правую (красную) колодку и при включенном зажигании соединить с массой штекер 8. При исправном приборе стрелка должна отклоняться. На автомобиле BA3-2103 соединяется с массой штекер S указателя.
Ремонт комбинации приборов, датчиков и реле-прерывателя заключается в замене перегоревших ламп и неисправных приборов.
Снятие комбинации приборов. Чтобы снять комбинацию приборов, необходимо отогнуть один (правый или левый) из пружинных держателей и вытолкнуть комбинацию из гнезда панели приборов. Легче отогнуть правый держатель, к которому можно подобраться через отверстие для радиоприемника в панели приборов или через отверстие для левого дефлектора системы отопления салона. Дефлектор можно вынуть, подцепив проволочным крючком за его решетку. Если не удается отогнуть правый держатель или он поврежден, то можно снять комбинацию приборов, отогнув левый держатель, к которому можно подобраться рукой из-под панели приборов.
Разборка и сборка комбинации приборов. Для разборки необходимо отогнуть скобы ранта и осторожно снять его со стеклом и рамкой. Отвернуть винты крепления шкалы спидометра, а затем с обратной стороны комбинации приборов отвернуть два винта крепления спидометра и снять его. После этого, отвернув гайки крепления приборов к печатной плате и винты крепления шкал, можно снять указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива.
Сборка проводится в последовательности, обратной разборке После сборки необходимо запломбировать нижний винт крепления спидометра.
Ведущий раздела Alexey73
Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 85-95°С. Величины температур, поддерживаемые термостатом, указываются на его донышке.
Термостат состоит из корпуса и крышки, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана. Термостат имеет три патрубка: входной патрубок для впуска охлаждающей жидкости от радиатора, патрубок перепускного шланга для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок для подачи охлаждающей жидкости в насос.
Основной клапан установлен на стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан, поджимаемый пружиной. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его.
На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80°С основной клапан закрыт, перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует через перепускной клапан в насос, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Когда температура жидкости становится выше 94°С, твердый наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку и выдавливает поршень, перемещая основной клапан до полного открытия. Перепускной клапан полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашек охлаждения в радиатор и далее через основной клапан термостата поступает в насос, которым вновь направляется в рубашки охлаждения двигателя. В пределах температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя.
На 2101-2107 и Ниву 21213+все ее модификации идет термостат 2101 (температура начала открытия - 80-82 град. угол разворота патрубков - 120 град.)
На ВАЗ-2121 устанавливался термостат 2121, отличающийся углом разворота патрубков (180 град. то есть верхний напротив нижнего) и свой комплект патрубков. Возможна установка на 2121 термостата 2101, но вместе с ним надо покупать и патрубки 21213.
Обратный вариант (поставить на 21213 21-й термостат) труднее реализовать из-за отсутствия в продаже комплектов патрубков 2121. Иных препятствий для технического творчества не имеется.
Примечание: ИМХО если уж менять - либо искать "двадцать первые" патрубки и ставить венгерский термостат (дешево и хорошо), либо вкладываться в "итальянца" 2101 - 450 рублей в ТД "За Рулем", зато гарантированное качество и выдерживается температура открытия.
"Бюджетный" вариант - термостат 2101 производства Владимирского завода (совместно с поляками) - стоит 100-150 руб. и риска нарваться на брак намного меньше.
Ставровские термостаты (завод - поставщик ВАЗовского конвейера) - весьма опасная лотерея, более чем половина из них "задирает" температурный режим, открываясь позже. Зимой это ничего, а вот летом в пробке последствия очевидны :(
Термостат. Признаки неисправности
Термостат может иметь две неисправности:
1. неполное открытие малого круга (двигатель недогревается);
2. неполное закрытие малого круга (двигатель перегревается).
В случае неполного открытия малого круга можно будет доехать до места ремонта (в самом худшем случае температура двигателя летом не будет ниже 70 градусов). Признаком является температура ниже рабочей.
Второй случай может привести к ремонту двигателя. При неполном закрытии малого круга дополнительный вентилятор может и не спасать. Признаком является температура выше рабочей. На 21213 рабочей температурой считается 90 градусов + одна-две стрелки по указателю температуры.
Если термостат неисправен, то при достижении двигателем рабочей температуры, нижняя часть термостата остается холодной.
Сначала анамнез.
1. Нива 21213 с шумоизоляцией (и под капотом)
2. Пробег 22000
3. Стандартный вентилятор
Теперь история болезни
1. До 2 июля температура была (по указателю) на 2 толщины стрелки правее 90. При движении с большой скоростью (4000-4500 об) по МКАД поднималась правее на одну толщину. При сбрасывании скорости - возвращалась. То же было в пробках.
2. 2 июля, после слалома АККОЙЛ температура стала на 3 стрелки правее 90.
3. 3-4 июля температура стала на 4 стрелки правее 90.
4. 5 июля температура стала на 5 стрелок правее 90.
5. 6 июля температура стала на 6 стрелок правее 90.
6. 7-8 июля температура стала около начала красной зоны.
В случаях 2-6 температура поднималась и НЕ РОСЛА, но и не падала при включении печки.
7. Поменял датчик температуры, крышку радиатора. Ноль эмоций.
8. Поменял термостат - стрелка встала на одну стрелку правее 90 и стоит так уже неделю. Независимо от пробок, скорости движения и т.п.
Вывод - во всем виноват термостат. При этом он не то чтобы не открывался, а открывался не до конца. Поэтому машина перегревалась, но не кипела.
Сейчас неделю стоит жара, но ни разу стрелка не отклонилась от штатного места (тьфу-тьфу-тьфу).
Так что, как я и говорил несколько дней назад - доп. вентилятор НЕ НУЖЕН. Он только маскирует неисправность, но не лечит ее.
Термостат. Снятие и установка
Сливаем тосол. Снимаем хомуты на патрубках термостата, вынимаем термостат. Устанавливаем в обратной последовательности. Если у Вас ранее были ленточные хомуты (лента накручивается на "шплинт") или винтовые с плоской лентой, то необходимо поменять их на винтовые "нормовские" хомуты, у них края ленты загнуты вверх и не режут шланг. Не забудьте долить тосол, выгнать пробки.
Иногда термостат меняют без слива тосола, пережимая шланги:
Шланги лучше всего пережать медицинскими зажимами, так называемыми корнцангами, самого большого размера. Можно также воспользоваться различными струбцинами или ручными тисками. Остальное - ловкость и быстрота рук. Конечно, немного тосола потеряешь, но лучше его потом долить, чем сливать весь и т.д.
Термостаты разных производителей
ИМХО если уж менять - либо искать "двадцать первые" патрубки и ставить венгерский термостат (дешево и хорошо), либо вкладываться в "итальянца" 2101 - 450 рублей в ТД "За Рулем", зато гарантированное качество и выдерживается температура открытия.
"Бюджетный" вариант - термостат 2101 производства Владимирского завода (совместно с поляками) - стоит 100-150 руб. и риска нарваться на брак намного меньше.
Ставровские термостаты (завод - поставщик ВАЗовского конвейера) - весьма опасная лотерея, более чем половина из них "задирает" температурный режим, открываясь позже. Зимой это ничего, а вот летом в пробке последствия очевидны :(
Бывают и так называемые "зимние" термостаты, предназначенные для работы в холодных условиях (Крайнего Севера, например). У них выше температура открытия. Для средней полосы (Москва, например) такие не требуются.
Q: Сижу на работе. Читаю каталог Билтема. Раздел термостаты.
---- Лето - Зима
Лада 83С 90С
Нива 82С 91С
Это что? Теперь принято вместе с летним маслом и летними шинами еще и термостат летний ставить? Или это финики над нами издеваются?
A: Не издеваются. Просто для разных условий эксплуатации предусматриваются "холодные" и "горячие" термостаты. Не стоит забывать, что около половины финской территории расположено за Полярным кругом. Отсюда и такой выбор.
В очередной раз заменил термостат. Поставил французский термостат Vernet.
Раньше стрелка при выключенной печке уходила на середину между 90 и красной зоной. Датчик кипятил, так что в показаниях уверен.
Поставил французский Vernet за 207 руб. Внешне как Автоприборовский - пластиковый корпус. Тарелка верхнего клапана очень тонкая.
Стрелка показометра сразу вернулась на 90+одна стрелка.
Термостат упакован в полиэтиленовый пакетик с желто-оранжевыми надписями .
Поставил французский термостат фирмы Vernet (+)
Покупал в ЗР на Бакунинской. Стоит 205 руб. Корпус полимерный черного цвета, кстати кто-то писал в конфе недавно, что тоже его поставил.
Был еще ставровский за 130 руб. Иного выбора не было.
Теперь в движении стрелка стоит правее отметки "90" на 1-2 мм. При стоянии в пробках перемещается на середину между отметкой "90" и началом красной зоны. Электровентиляторы включаются и выключаются нормально.
2121-й термостат на 21213
Я прошлой зимой поставил такой термостат, изменив конфигурацию трубок (просто подобрал из имеющихся, что-то обрезал, что-то развернул по-другому) - лепота. И встал как родной, и нижний патрубок радиатора перестал об ось верхнего рычага тереться.
Патрубки немного развернуть и все встает. У меня так