Датчик температуры соболь
ГАЗ: «Соболь», покажи личико!
На Горьковском автозаводе сенсация – началось производство обновленных фургонов и микроавтобусов семейства «Соболь» и «Газель». Нам повезло, так как для теста достался один из первых модернизированных «Соболей», официально завезенных в Украину – ГАЗ-22171-5104.
Снаружи и внутри
Несмотря на утренний холод, а мороз в этот день был нешуточный – минус 18° С – мы, окончательно окоченевшие, добрались до торговой площадки, где нас поджидал высокий стройный красавец цвета «баклажан». Первое, что бросилось в глаза, – существенно обновленная носовая часть. Во-первых, появились иные по форме (а-ля «Волга» ГАЗ-3111) фары с так называемыми «чистыми» стеклами. Во-вторых, – новая хромированная решетка радиатора. Она сделана на небольшом приливе, который плавно переходит в крышку капота, также видоизмененную. Передний бампер стал более интегрированным, округлым по форме, с увеличенными воздухозаборниками. Во всем остальном экстерьер «Соболя» практически не отличается от предшественника образца 1998 года.
Теперь об интерьере. Тут порадовал хорошо вписанный в торпедо новый по дизайну щиток приборов. Смотрится ничего, прямо как в иномарке… На приборной панели вообще много полезного. Например, вверху центральной консоли разместился отсек под магнитолу, под ним – поворотные рукоятки микроклимата салона, причем с раздельной настройкой для кабины водителя и пассажирского салона. Зато плохо состыкованы пластмассовые детали, да и сами они деформированы. Но хоть на ходу ничего не дребезжит, как раньше. Уже прогресс.
Что касается водительского места, то оно эргономично. Для облегчения управления автомобилем, особенно в длительной дороге, есть специальные подлокотники, которые позволяют водителю несколько расслабиться и не держать руки постоянно на весу. А регулировка рулевой колонки по высоте и углу наклона делают поездку еще более комфортабельной.
Пассажирское отделение салона – просторное и удачно спланированное. Высокая крыша, нет ощущения сдавливания, легкая посадка. Наша версия была 11-местной: два пассажирских места рядом с водителем, остальные – в салоне. Что не совсем удобно, так это сдвижная боковая дверь – при частом пользовании быстро устают руки. На наш взгляд, здесь была бы уместнее распашная дверь типа «калитка».
Разочаровала нас и подножка, которая выполнена из формованного пластика – по такому материалу скользит обувь. Мы бы могли порекомендовать на ступеньку подножки наклеивать специальный резиновый коврик. Зато приятно удивило то, что подножка может подсвечиваться специальным плафоном в темное время. А еще – мы об этом уже говорили – салон просто не до конца собран на заводе. На полу валяется не использованный крепеж, сиденья плохо прикручены к полу, защитные щитки «топорщатся».
В остальном – никаких проблем.
Наш «Соболь» был укомплектован 2,3-литровым 4-цилиндровым двигателем Заволжского моторного завода. Здесь установлен хорошо известный карбюратор К-151 с сухим фильтрующим элементом, перешедший сюда с предшественника – ЗМЗ-402. Конечно, эти моторы в корне отличаются. И не только своим объемом. ЗМЗ-4063.10 имеет 16 клапанов, при этом малообслуживаемую систему газораспределения – два распределительных вала с гидравлическими компенсаторами зазора клапанов. Теперь нет необходимости оттачивать свое мастерство регулировок каждые 10 тысяч км.
Еще радует электронная система зажигания. Под капотом обнаружен один интересный агрегат – электрическая помпа для улучшения циркуляции жидкости в радиаторах подогревателей салона. А их в машине два – один подает воздух на переднюю часть, к водителю и передним пассажирам. Второй – подогревает воздух в салоне.
Подняв крышку капота, мы заметили важное новшество – лонжероны кабины разнесены примерно на два десятка сантиметров и, к тому же, более изогнуты. Это позволит в перспективе без проблем устанавливать на машину и более крупные моторы, даже V-образные «шестерки»…
Двигатель имеет лучшую тепло- и шумоизоляцию. Теперь он прикрыт шумоизолирующим фольгированным экраном не только снизу, но и со стороны переднего щита кабины.
Раньше моторы на «Соболях» (и «Газелях») часто перегревались: причина – непродуманная организация подвода воздуха. Теперь положение исправлено. Более выпуклая крышка капота, модернизированная решетка радиатора и увеличенные воздухозаборники в переднем бампере обеспечивают лучшее охлаждение мотора.
К сожалению, сохранился пресловутый постоянный привод вентилятора радиатора. И хоть передача уже осуществляется не клиновым, а ручейковым ремнем, это сути не меняет. Хотелось бы видеть более современный привод – посредством вискомуфты или электромотора.
Аналогично обстоят дела и с главным цилиндром сцепления. Долить в него тормозную жидкость при необходимости можно, но только используя масленку.
Запустить мотор оказалось не так-то просто. Поворот ключа зажигания – и никакой реакции. В автомобиле, как мы выяснили, была отключена «масса», для чего предусмотрена специальная кнопка под рулевой колонкой. Повторная попытка – и стрелки приборов ожили. Не забыв о том, что автомобиль карбюраторный, вытягиваем ручку воздушной заслонки, по простому «подсос». Несмотря на хороший мороз, стартер весело закрутил маховик, и через секунду мотор уже работал самостоятельно, правда, при выжатой педали сцепления. Тахометр показывал около 2000 об/мин. Посидев в таком положении около двух минут, попробывали отпустить сцепление. Двигатель резко снизил обороты и остановился – слишком густое масло в КПП. Повторный запуск, но теперь предпринято несколько попыток отпустить педаль сцепления – мотор хоть и несколько сбавил обороты, но нехотя продолжил работу.
Несмотря на крепкий мороз, отопитель мы не включали – хотелось проверить, как скоро мотор прогреется до рабочей температуры. На это потребовалось 12 минут. Многовато. Видимо, негерметичен термостат. Плавно начинаем движение – мотор отчаянно сопротивляется, «чихает». Останавливаемся и продолжаем прогрев. Теперь стрелка датчика температуры поднялась даже несколько выше отметки 80. Можно ехать.
По-настоящему проверить динамические качества автомобиля нам не удалось – мотор еще не был обкатан. Поэтому мы особо не нагружали его. И, тем не менее, чувствовалось, что разгонная динамика неплохая. Начинать движение можно не обязательно с первой передачи. Со второй машина трогается без проблем, практически на холостых оборотах. Но это только в случае, когда автомобиль не загружен, и по ровной дороге.
КПП работает не ахти как. Передачи, особенно при трогании с места, включить очень сложно. Приходится коробку «обманывать» – сначала выжать сцепление, потом включать любую передачу. Если попытка удалась – первая включится без усилий и четко. Видимо, это связано с работой синхронизаторов. При дальнейшем переключении нередко приходится прибегать к перегазовке.
Как показал наш опыт управления автомобилем, «Соболь» – «это не только ценный мех», но и несколько сот километров в пути без устали. Педали работают легко. Да и расположены они удачно промахнуться ногой практически невозможно. Очень нас порадовали тормоза. Эффективное замедление наступает сразу после прикосновения к педали – четко настроен вакуумный усилитель тормозов.
Понравилась подвеска автомобиля. Передняя – независимая, двухрычажная, на винтовых пружинах. Она, кстати, бесшкворневая. Задняя же подвеска – зависимая, на листовых рессорах. На балке заднего моста мы увидели стабилизатор поперечной устойчивости, который раньше устанавливался в качестве опции. Поэтому машина хорошо держит дорогу в поворотах и кренится мало.
Маневрировать на автомобиле очень легко – имеется гидроусилитель руля. Правда, работает он достаточно шумно. При движении по ровной прямой дороге неприятные ощущения не возникают. А вот на ухабистом «тракте» или на брусчатке, сразу сказывается отечественная сборка – скрип, треск, скрежет. Если не считать этих мелких недоразумений, автомобиль нам очень понравился.
Теперь вкратце о назначении «Соболя». Выпускать такую машину для работы на линию маршрутных такси, на наш взгляд, не стоит – модель не для перегрузок, тут лучше использовать «Газель», которая, к тому же, и по пассажировместимости больше. Другое дело – развозной автомобиль для офиса. «Соболь» легко содержать, а любые ремонтные работы можно выполнять в условиях любительского гаража, не говоря об автомастерских.
Ну и, конечно, главный козырь машины перед зарубежными конкурентами – невысокая стоимость, хотя по сравнению с моделью 2002 года выпуска цена выше.