Датчик температуры ож

Устройство, принцип действия, диагностика датчиков температуры

Датчики температуры двигателя. Engine coolant temperature sensor Intake air temperature sensor. Существуют различные типы систем управления двигателем, устройство которых может различаться в значительной мере. Но в любой из систем управления двигателем обязательно применяется датчик температуры охлаждающей жидкости. В большинстве систем применяется датчик температуры воздуха во впускном тракте двигателя.

Внешний вид датчика температуры двигателя - охлаждающей жидкости (слева) и датчика температуры воздуха во впускном тракте (справа)

В зависимости от температуры охлаждающей жидкости, блок управления двигателем корректирует состав топливовоздушной смеси, частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, угол опережения зажигания. Влияние показаний датчика температуры охлаждающей жидкости на работу системы управления двигателем очень велико. Например, если вследствие неисправности рассчитанное блоком управления двигателем значение температуры охлаждающей жидкости двигателя не совпадает с фактической температурой охлаждающей жидкости двигателя на значительную величину, двигатель может заглохнуть / не запускаться. Большинство датчиков температуры воздуха во впускном тракте аналогичны по устройству и принципу действия датчику температуры охлаждающей жидкости. В зависимости от температуры воздуха во впускном тракте, блок управления двигателем несколько корректирует состав топливовоздушной смеси. Влияние показаний датчика температуры воздуха во впускном тракте на работу системы управления двигателем особенно заметно в таких системах, где не применяется датчик расхода воздуха .

Принцип действия датчиков температуры двигателя

В качестве датчиков температуры охлаждающей жидкости и большинства датчиков температуры воздуха во впускном тракте двигателя применяются терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом - с увеличением температуры датчика температуры двигателя его сопротивление уменьшается. Датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается в потоке охлаждающей жидкости двигателя. При низкой температуре охлаждающей жидкости, сопротивление датчика высокое (3,52 kQ при +20 °С); при высокой температуре -сопротивление датчика низкое (240 Q при +90 °С). От блока управления двигателем, через расположенный внутри блока управления двигателем резистор с постоянным электрическим сопротивлением, на датчик температуры двигателя поступает опор. напряжение величиной 5 V. Второй вывод датчика соединён с "массой".

Схема включения датчика температуры двигателя, в качестве чувствительного элемента которого применяется терморезистор. ECU Блок управления двигателем.

  1. Точка подключения зажима типа "крокодил" осциллографического щупа.
  2. Точка подключения пробника осциллографического щупа для получения осциллограммы выходного напряжения датчика.
  3. Датчик температуры.
  4. Выключатель зажигания.
  5. Аккумуляторная батарея.

Датчик температуры двигателя шунтирует опор. напряжение, вследствие чего, значение напряжения на датчике оказывается меньшим опор. С увеличением температуры охлаждающей жидкости (например, при прогреве двигателя), сопротивление датчика уменьшается и, соответственно, уменьшается напряжение на датчике. По величине этого напряжения блок управления двигателем рассчитывает текущее значение температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Характеристика датчика температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (воздуха) 19.3828 (РФ)

Назначение датчика. Принцип действия

  1. Датчик температуры охлаждающей жидкости (воздуха) предназначен для преобразования температуры охлажающей жидкости (воздуха) двигателя в напряжение постоянного тока.
  2. Информация датчика температуры охлаждающей жидкости позволяет откорректировать основные параметры управления двигателем в зависимости от его теплового состояния.
  3. Информация датчика позволяет откорректировать основные параметры управления двигателем в зависимости от температуры воздуха в задроссельном пространстве двигателя.
  4. Датчик представляет собой полупроводниковый стабилитрон, который запитывается постоянным рабочим током от стабилизированного источника блока управления, выходное напряжение датчика изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. С увеличением температуры выходное напряжение датчика увеличивается.

Конструкция датчика

  1. Конструктивно датчик состоит из следующих элементов:
    • металлический корпус датчика c цилиндрическим наголовником, в котором размещен чувствительный элемент, и средней частью с резьбой М12х1,5 и гайкой под ключ S19;
    • пластмассовая хвостовая часть с двухконтактной вилкой.

    Параметры датчика

      Параметры
    1. Напряжение электропитания: 5. 12В.
    2. Рабочий ток: 0,5. 5,0мА.
    3. Диапазон температуры окружающей среды: -40. +125°C.
    4. Сопpотивление датчика: 24. 27кОм.
    5. Датчик имеет линейную зависимость выходного напряжения от температуры окружаюшей среды.
    6. Чувствительность датчика составляет 10 мВ/°C.
    7. Контрольные точки градуировочной характеристики:
      • -60°C: 2,13 В—нарушение градуировки, неисправность цепи
      • -40°C: 2,33 В
      • -30°C: 2,43 В—переохлажденный двигатель
      • -20°C: 2,53 В
      • 0°C: 2,73 В
      • +20°C: 2,93 В—холодный двигатель
      • +40°C: 3,13 В
      • +70°C: 3,43 В—горячий двигатель
      • +80°C: 3,53 В
      • +90°C: 3,63 В
      • +105°C: 3,83 В—перегретый двигатель
      • +125°C: 2,93 В—нарушение градуировки, неисправность цепи

      Установка и монтаж датчика на автомобиле

      1. Датчики температуры устанавливаются на двигателе.
      2. Датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается, как правило, на корпусе термостата блока цилиндров двигателя.
      3. Датчик температуры воздуха устанавливается на ресивере впускной трубы двигателя:
        • для ЗМЗ-409.10, ЗМЗ-4062.10, ЗМЗ-405.10—справа, снизу;
        • для УМЗ-4213.10, УМЗ-420.10—слева, спереди.
        • Установка датчика производится путем его ввинчивания в посадочное резьбовое отверстие. Соединение уплотняется герметиком.
        • Подключение датчика к жгуту проводов производится с помощью двухконтактной розетки с защелкой.
        • Датчики полярны по схеме включения, то есть обратное включение датчика равносильно его состоянию обрыва.

        Аналоги датчика

        Внешние проявления неисправностей цепей датчика

        Неисправности датчика температуры :

        Обрыв в датчике (определяется контроллером выдается ошибка )

      4. Замыкание на массу или на 12 Вольт (определяется контроллером выдается ошибка )
      5. Уход показаний от графика .(контроллером не определяется не фиксируется ошибка )

      6. С первыми двумя неисправностями бороться легко, так как о них индицирует код ошибки. и необходимо только устранить неисправность.

        С 3й неисправностью приходится сталкиваться чаще всего. и в самый не подходящий момент. Вот о ней и пойдет разговор.

        Контроллер когда готовит смесь опирается на показания этого датчика. В данном случае он получает не верные показания. ну например температура ОЖ равна - 5 град С. А на самом деле температура ОЖ давно уже 80-90 гр.С.

        Датчик температуры ож охлаждающей жидкости

        Контроллер на основании этих данных готовит смесь так, что заливает свечи, и она не воспламеняется. Т.е держит угол открытия клапана ХХ минимальным, а впрыск с максимальной длительностью.

        Получаем залитые свечи. Двигатель не пускается. Или глохнет на ХХ при остановке.

        Когда температура ОЖ понижается ,после стоянки авто приблизительно 20-30 минут. Датчик начинает показывать более менее похожую температуру. Т.е. его показания возвращаются в зону графика его работы. Смесь начинает готовится нормально И движок пускается.

        Причем когда датчик неисправен, он зачастую просто уходит в обрыв при определенной температуре. Т.е. его сопротивление равно бесконечности. У контроллера вообще крышу сносит.

        Через какое то время температура ОЖ повышается или понижается и датчик опять восстанавливается и начинает давать показания.

        Вот с таким барахлом приходится сталкиваться

        Как поймать эту неисправность.

        Придется демонтировать на время датчик температуры ОЖ из термостата. Взять уличный термометр (сверятся с его показаниями при измерениях). Приносим его домой.

        Замерить его сопротивление Омметром и сравнить с графиком. Поместить датчик в морозильную камеру бытового холодильника. Для ускорения процесса диагностики неисправности. Спустя 20-30 минут (может и раньше, я не засекал время). Вытаскиваем датчик и меряем его сопротивление Омметром, сверяем его с графиком. И делаем это непрерывно. подключив тестер "крокодилами " к клемме датчика и его корпусу. Следим за показаниями прибора. Сверяем периодически с графиком. Если показания прибора резко изменятся (скачкообразно). это может произойти из-за провала в характеристики неисправного датчика - бракуем его. и идем за новым в магазин.

        Будьте внимательны. Пропадание контакта в соединениях с тестером тоже могут вызвать резкие колебания измеряемого сопротивления. Контакт щупов тестера должен быть надежным.

        Вот датчик нагрелся до комнатной температуры. Показания его замерли и должны равняться сопротивлению при той температуре воздуха что вас окружает. Это еще не все. Ведь температура. при которой возникает ошибка часто находится в зоне около рабочей т.е 60 гр С.

        Как проверить это? Идем в ванну и пускаем холодную воду. Вносим датчик под струю воды (тестер так и остается подключен к нему). Постепенно добавляем горячей воды. Потом когда значения показания датчика опять замирают ,начинаем убавлять холодную воду.

        Датчик температуры ож охлаждающей жидкости

        Температура горячего водоснабжения в квартире должна находится в пределе 55-65 гр С.

        Если этого не достаточно. Кипятим чайник ,и в горячей воде ,проводим тот же самый эксперимент ,только в чашке с водой. Не купайте датчик сразу в крутом кипятке. Его показания резко изменятся и Вы не успеете увидеть провал в графике датчика. Постепенно нагревайте датчик в воде, подливая кипяток к холодной воде (имитируя нагрев двигателя). Датчик должен работать исправно в диапазоне от минус 50 гр С до плюс 150 гр С. И не иметь провалов в графике.

        Рекомендуем также прочитать
        Термометр манометрический конденсационный показывающий электроконтактный ТКП-100Эк
        RAYSTAT-EX-03 Электронный термостат с регулированием по температуре обогреваемой поверхности
        Отзыв владельца Насмотревшись на нечищеные дворы по зиме, было принято решение купить что-то более менее проходимое. По адекватной цене.