Датчик температуры впрыск
Система центрального впрыска
Система центрального впрыска (моновпрыск) относится к системам впрыска топлива бензиновых двигателей. Работа системы основана на впрыске топлива одной форсункой, расположенной на впускном коллекторе двигателя.
Известными конструкциями системы центрального впрыска являются системы Mono-Jetronic и Opel-Multec. Система впрыска Mono-Jetronic разработана фирмой Bosch в 1975 году. Система устанавливалась на автомобили марки Volkswagen, Audi.
Устройство системы впрыска Mono-Jetronic
Конструкция системы Mono-Jetronic включает регулятор давления, центральную форсунку впрыска, дроссельную заслонку с механическим приводом, электросервопривод дроссельной заслонки, а также элементы электронного управления - входные датчики и блок управления.
Регулятор давления поддерживает постоянное рабочее давление в системе впрыска (0,1МПа). Кроме этого, с помощью регулятора в системе после выключения двигателя сохраняется остаточное давление, что препятствует образованию воздушных пробок и облегчает пуск двигателя.
Центральная форсунка впрыска обеспечивает импульсный впрыск топлива. Форсунка представляет собой электромагнитный клапан. Управление клапаном осуществляется электрическим сигналом, поступающим от электронного блока управления. Основу форсунки составляет электромагнитная катушка (соленоид). запорный клапан, возвратная пружина и распылительное сопло.
Дроссельная заслонка предназначена для регулирования объема поступающего воздуха. Дроссельная заслонка имеет два привода: механический и электрический. Механический привод осуществляется от педали газа.
Электросервопривод дроссельной заслонки служит для стабилизации оборотов холостого хода за счет принудительного открытия дроссельной заслоники.
Электронный блок управления осуществляет управление центральной форсункой впрыска (электромагнитным клапаном) и электросервоприводом дроссельной заслонкой. Блок управления включает микропроцессор и блок памяти. В блоке памяти помещена информация об эталонной характеристике впрыска (соотношение компонентов топливно-воздушной смести на всех режимах работы двигателя).
По показаниям датчиков температуры воздуха и положения дроссельной заслонки рассчитывается необходимый объем воздуха в системе впрыска. Масса всасываемого воздуха, через плотность, находится в прямой зависимости от температуры. Чем холоднее воздух, тем он более плотный, а значит обладает большей массой. Датчик температуры воздуха расположен перед центральной форсункой впрыска.
Дроссельная заслонка устроена так, что каждому ее положению соответствует определенное количество пропускаемого воздуха. Этот параметр фиксирует датчик положения дроссельной заслоники, представляющий собой потенциометр. Датчик положения дроссельной заслонки (дроссельный потенциометр) установлен непосредственно на оси привода заслонки.
В случае отказа датчиков температуры воздуха и положения дроссельной заслонки их работа дублируется сигналами датчика оборотов и датчика температуры охлаждающей жидкости (температуры двигателя).
Впрыск топлива осуществляется на основании сигналов датчика момента впрыска, которые подаются одновременно с сигналами на воспламенение топливно-воздушной смеси.
Выключатель сервопривода обеспечивает работу системы в режиме холостого хода двигателя. Замкнутое положение выключателя свидетельствует о режиме холостого хода, при этом включается электросервопривод дроссельной заслонки и поворачивает ее на определенный угол.
Датчик концентрации кислорода (кислородный датчик) предназначен для поддержания оптимального соотношения компонентов топливно-воздушной смеси. Датчик устанавливается в выпускной системе :
- в выпускном коллекторе;
- на автомобилях с каталитическим нейтрализатором - перед нейтрализатором.
Принцип работы системы впрыска Mono-Jetronic
При работе двигателя сигналы от датчиков поступают в электронный блок управления. По совокупности сигналов и информации об эталонных характеристиках впрыска блок управления вычисляет начало и продолжительность открытия центральной форсунки. В соответствии с расчетными данными подается сигнал на электромагнитную катушку форсунки. Запорный клапан открывается. Бензин через сопло под давлением распыляется во впускном коллекторе и смешивается с воздухом. Образуемая топливно-воздушная смесь подается в камеры сгорания двигателя.
В системе предусмотрена автоматическая стабилизация оборотов. На основании сигнала выключателя сервопривода электродвигатель открывает дроссельную заслонку на определенный угол, чем достигается устойчивая работа в режиме холостого хода.
Конструкция и принцип работы системы впрыска Opel-Multec аналогичны системе Mono-Jetronic.
Лада Ока Full stock no tuning › Бортжурнал › Вопросы про впрыск
Андрей Круглов, 28 лет
Ростов-на-Дону, Россия
После прочтения моего БЖ у некоторых читателей возникают вопросы по поводу установки системы впрыска и конкретно переделки некоторых узлов. В этой записи я постараюсь ответить на частые вопросы.
Отличие инжекторной системы подачи топлива от карбюраторной можете прочесть в википедии. Я же расскажу об установке этой системы непосредственно на ДВС 11113.
Первое с чем сталкиваемся, это выбор ЭБУ (мозга, блока управления ДВС). Нам подойдут блоки Январь 5.1 — 2112-1411020-41 или Январь 5.1 — 2111-1411020-61. Контроллер Январь 5.1 содержит в себе все детали и микросхемы, его можно прошить под что угодно. В контроллерах Январь 5.1.1, Январь 5.1.2, Январь 5.1.3 чего-то не хватает, причём в каждом не хватает чего-то своего: в Я 5.1.1 нет микросхемы, которая управляет фазированным впрыском форсунок; в Я 5.1.2 нет ключа, который управляет одновременным впрыском форсунок и подогревателем датчика кислорода; в Я 5.1.3 нет канала детонации.
Проводку лучше покупать вместе с ЭБУ, если берете бу, если новое то ищем 2115--50 (cамара) или 21103-11 (10-е семейство). Это родные проводки от 5-х январей встающие с минимумом доработок или без таковых вообще. Проводку нужно будет немного доработать, т.к. у нас не будет использоваться ДМРВ, он просто некорректно работает с нашим мотором. Вместо него подключаем ДАД и ДТВ, используя теперь уже свободные провода от ДМРВ для их подключения по этой схеме.
подключение ДАД и ДТВ к Я 5.1
Что же это за датчики такие и какие нужны. ДАД это датчик абсолютного давления, измеряющий степень разряжения во впускном коллекторе. Можно использовать ДАД от ГАЗели, но я предпочел взять датчик GM который ставится на Daewoo и Сhevrolet, его оригинальный номер 12569240. Разъем для него нашел на местном рынке. Распиновка ДАД GM:
A – земля (30 пин ЭБУ)
B – сигнал (40 пин ЭБУ)
C – +5v (12 пин ЭБУ)
или от той же Nexia или Matiz, его номер 25037223-A.
Поехали дальше. Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ), его можно считать самым главным, без него мотор просто не заведете. В его установке есть нюанс — он работает с реперным диском установленным на шкив привода генератора на КВ. Просто поставить шкив от 2111 не удастся — наш шкив имеет дисбаланс, значит нужно либо на наш шкив приделать реперный диск, либо разбалансировать 2111 шкив. Я выбрал первый вариант, описанный тут. Сам датчик я пока закрепил на уголке прикрученном под болты крышки маслонасоса, в будущем сменю маслонасос на 2112 с отливкой для ДПКВ.
Осталось подключить 1 выход ЭБУ (сигнал зажигания 1 и 4 цилиндра) к 6 выходу коммутатора, куда раньше подключался датчик холла.
Так как нам теперь не нужен механический бензонасос и датчик момента искрообразования, то вместо них ставится заглушка или крышка под датчик фаз (если хотите использовать фазированный впрыск).
выходной патрубок ГБЦ под термостат с ДТОЖ
либо ставим сразу термостат 21082 уже с датчиком. Датчик в радиаторе отключаем и оставляем его в качестве заглушки. Вывод 6 ЭБУ (реле вентилятора системы охлаждения) соединяем с реле вентилятора под блоком предохранителей, подключив его вместо бело-черного провода.
Датчик скорости взял проходной, т.к. у меня приборка 2101 с тросовым приводом.
датчик скорости 301.3843 6-импульсный, проходной
датчик вкручивается вместо троса на КПП и на сам датчик потом накручиваем трос.
Все остальные датчики такие же как и на впрысковых ТАЗиках и никаких вопросов по ним быть не должно.
Доработка ресивера и коллектора описана тут .
Доработка рампы тут .
Бак под погружной насос тут .
По стоимости я расскажу что мне это обошлось:
ресивер, коллектор, рампа с форсунками, дроссельный узел с датчиками на разборке можно найти за 1-2 круб;
сварка аргоном ресивера и коллектора со скидкой 500 руб;
бак на разборе от 300 руб + два кольца по 100 руб и сварка 300 руб (итого 800 руб);
модуль бензонасоса и корпус воздушного фильтра — подарок;
трубки топливные и шланги от 21082 — 500 руб;
шкив 2111 с разборки — 200 руб, токарные работы — 500 руб, сварка чугуна — 200 руб;
б/у Январь 5.1 -41 с проводкой — 3500 руб;
ДАД GM неоригинал — 700 руб;
ДТВ от моновпрысковой Нивы — 200 руб;
остальные датчики около 1500 руб;
Система питания (топливная система)
Устройство системы питания: 1 — адсорбер; 2 — горловина бензобака; 3 — трубка вентиляции бензобака; 4 — провод «массы»; 5 — труба бензобака ; 6 — воздушный фильтр; 7 — шланг воздухозаборника; 8 — воздухозаборник; 9 — впускной трубопровод; 10 — регулятор холостого хода; 11 — дроссельный узел; 12 — топливная рампа; 13 — форсунки; 14 — трубка подвода паров топлива к адсорберу; 15 — топливный модуль с насосом; 16 — трубка ведущая топливо к топливному фильтру; 17 — трубка слива топлива; 18 — топливный фильтр; 19 — бензобак
Топливный насос, который распологается в топливном модуле и бензобаке подаёт топливо из бензобака через фильтр, имеющий бумажный элемент. Давление топлива в системе определяется регулятором и поддерживается на постоянном уровне. Топливо впрыскивается в камеру сгорания форсунками, установленными непосредственно вблизи впускных клапанов. Длительность открытия форсунок определяется электрическими импульсами, поступающими из управляющего модуля ЭБУ.
Модуль топливного насоса: 1 — поплавок; 2 — датчик указателя уровня топлива; 3 — крышка модуля насоса; 4 — корпус модуля насоса; 5 — топливный насос; 6 — регулятор давления топлива
Устройство расположено на верхней плоскости бензобака. Доступ к нему открывается при
снятии заднего сидения и открытии специального лючка в днище.
Топливный насос является электронным устройством и расположен внутри модуля и топливного бака для поддержания постоянного давления в топливной системе
Датчик указателя уровня топлива в бензобаке:
1 — поплавок; 2 — рычаг поплавка; 3 — ползунок; 4 — резистор; 5 — колодка проводов датчика
Форсунки прикреплены у топливной рампе и управляются внешним источником управления - ЭБУ. Топливо подаётся на форсунки под давлением. Форсунки являются электромагнитными клапанами, превращающими топливо в аэрозоль и подающими его в камеру сгорания. Процесс управляется системой E.C.U. Всего на коллекторе установлено 4 форсунки, у каждой по 4 отверстия.
Регулятор давления топлива установлен в конце цепи питания форсунок. Регулятор поддерживает постоянное, стабильное давление в системе. Эта функция контролирует, что количество топлива, введённого в камеру сгорания, зависит только от длительности импульсов, открывающих форсунки, а не от давления, приложенного к ним. Таким образом, обеспечивается оптимальный расход топлива и стабильность работы двигателя. Регулятор представляет собой клапан, управляемый диафрагмой. Давление в топливной рампе постоянно и равно примерно 3.5 бар. Регулятор не разборный и заменяется целиком.
Одна из сторон диафрагмы в первой секции соединена с обратным клапаном и поддерживается пружинами, пока топливо проходит через вторую секцию. Топливо из второй секции, в свою очередь давит на диафрагму с другой стороны. Когда давление в магистрали превышает 3,5 бар, Топливо из второй секции в большей мере давит на диафрагму, соединённую с обратным клапаном. Пружины в первой секции сжимаются, обратный клапан открывается, и излишки топлива из магистрали попадают в бензобак.
Топливная рампа представляет из себя литую конструкцию, с отвертиями для топливных форсунок, а также штуцером для подвода топлива по давлением. Крепится рампа с помощью двух болтов.
Регулятор холостого хода установлен в корпусе дросселя и управляется с помощью ЭБУ. Регулятор управляет потоком воздуха через клапан дросселя для того, что бы:
- Обеспечить дополнительное количество воздуха при работе холодного двигателя
- Управлять оборотами холостого хода в зависимости от нагрузки на двигатель и его температуры
- Улучшать управление фазами газораспределения.
Не разбирается и заменяется целиком.
Топливный фильтр расположен на топливном бензобаке, с передней стороны. Фильтр не допускает в топливную систему микрочастицы грязи, содержащиеся в топливе, тем самым, предохраняя форсунки. Фильтрующий элемент изготовлен из бумаги. Фильтр выполнен в металлическом корпусе. Поток топлива проходит через фильтр как показано на наклейке фильтра стрелкой.
Корпус воздушного фильтра (вид снизу): 1 — патрубок входящего воздуха; 2 — корпус фильтра; 3 — штуцер шланга основного контура вентиляции картера; 4 — места для закрепления фильтра к впускному трубопроводу; 5 — горловина для соединения с патрубком дроссельного узла; 6 — места для закрепления корпуса фильтра к крышке ГБЦ.
Вход впускного патрубка расположен над радиатором и изготовлен из нескольких частей. Воздух, попадающий в патрубок, фильтруется бумажным элементом, а затем поступает в корпус дросселя.
Воздушный фильтр расположен над крышкой головки цилиндров в пластиковом корпусе. Элемент фильтра извлекается при освобождении клипс-защёлок и винтов, расположенных в корпусе фильтра.
Дроссельный узел: 1 — датчик положения дроссельной заслонки; 2 — фланец соединения с воздушным фильтром; 3 — корпус; 4 — дроссельная заслонка; 5 — канал подвода воздуха к регулятору холостого хода; 6 — фланец соединения с впускным трубопроводом; 7 — рычаг привода дроссельной заслонки; 8 — регулятор холостого хода
1 — адсорбер ; 2 — штуцер подвода воздуха; 3 — штуцер подвода паров топлива из бака; 4 — штуцер электромагнитного клапана; 5 — электромагнитный клапан
Меры предосторожности при работе с топливной системой
Внимание! В системе установлен топливный насос. Насос снабжает топливом форсунки,
расположенные на впускном коллекторе, регулятор давления и все патрубки, связывающие эти компоненты.
Все эти элементы содержат топливо, находящееся под давлением, в тот момент, когда работает двигатель, или когда зажигание включено. При выключении зажигания, давление в элементах упадёт в течении некоторого времени. При обслуживании и ремонте топливной системы зажигание должно быть всегда выключено.
1. Отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
2. Установите контейнер под тем узлом, который подлежит ремонту и приготовьте ветошь для сбора разлитого топлива.
3. Медленно откручивайте резьбовые соединения во избежание резкого падения давления в системе и
разбрызгивания топлива. Оберните ветошь вокруг резьбового соединения для предотвращения
разбрызгивания топлива и впитывания его остатков. Когда давление в си стеме упадёт, разберите резьбовое соединение и герметизируйте патрубки для уменьшения потерь топлива и предохранения от попадания грязи в систему.
Бензобак имеет систему слива топлива. Если требуется осушить воспользуйтесь ей
Важно. Тщательно очистите все узлы топливной системы от грязи перед ремонтом и обслуживанием.
Предохраняйте элементы топливной системы от грязи на всех стадиях работы.
Предупреждение. Снятие бензобака подразумевает частичный демонтаж топливной системы автомобиля. В связи с этим, необходимо выполнить следующие требования:
- Работайте в хорошо проветриваемом помещении. Если имеется оборудование для сбора и удаления паров топлива, используйте его.
- При работе используйте защитные перчатки. Длительный контакт топлива с кожей может вызвать ожоги или дерматит.
- Держите наготове огнетушитель соответствующего класса. Имейте в виду, что существует опасность искрообразования при коротких замыканиях и при разъединении разъёмов электропроводки.
- Запомните, что бензин относится к легковоспламеняющимся веществам. Ни в коем случае не курите и не подносите открытые источники огня при выполнении работ на автомобиле. Но на этом все не заканчивается, искра, которая может возникнуть вследствие короткого замыкания или контакта двух металлических поверхностей, несоответствующего обращения с инструментами или даже заряда статического электричества, может стать причиной воспламенения паров топлива, которые в закрытом пространстве станут взрывоопасными. Ни в коем случае не используйте бензин в качестве растворителя. Используйте только рекомендованные чистящие средства. Всегда отсоединяйте отрицательную клемму аккумуляторной батареи, прежде чем выполнять работы с компонентами системы питания или электрической системы и ни в коем случае не проливайте топливо на горячие компоненты системы выпуска отработавших газов или двигателя.
Технические характеристики системы впрыска топлива и зажигания