Как проверить датчик температуры
Проверка температурных датчиков
Современные кондиционеры имеют развитую систему самодиагностики, которая получает информацию от различных датчиков и на основании этого изменяет параметры системы или выдаёт коды ошибок .
Одним из типов таких датчиков являются термодатчики. обычно полупроводниковые термисторы.
Как найти температурный датчик в кондиционере
Внутренний блок:
- Датчик температуры комнатного воздуха
Это тот самый датчик, который задаёт режим работы компрессора .
- Датчик температуры испарителя (установлен в средней точке испарителя)
Он служит для отключения компрессора при температуре испарителя ниже нуля, или индикации ошибки, во избежание обледенения испарителя.
- Температурный датчик на выходе из испарителя
- Датчик температуры электродвигателя вентилятора
Отключает двигатель при перегреве, предупреждая возгорание.
Перегрев обычно случается в случае межвиткового замыкания.
- Термопредохранитель в клеммной колодке При превышении температуры срабатывания (чаще всего около 90 0 С) он сгорает, размыкая цепь питания кондиционера.
Внешний блок:
- Датчик температуры наружного воздуха
Этот датчик служит для ограничения работы кондиционера при температуре на улице ниже его рабочего диапазона
Кондиционер просто не включится, если температура на улице ниже его предела.
- Датчик температуры конденсатора (может быть установлено несколько, в разных точках)
Функция этого датчика - поддержание давления конденсации в заданном пределе при изменении температуры на улице.
- Датчик температуры нагнетания компрессора
По температуре нагнетания можно косвенно определить давление, и если оно выше нормы, то кондиционер выдаёт ошибку.
- Датчик температуры газовой магистрали
Датчик газовой магистрали дублирует датчик низкого давления, и выдаёт ошибку при его чрезмерном снижении.
- Температурный датчик на двигателе вентилятора
- Термопредохранитель на соединительной колодке
Также существуют системы с определением уровня конденсата с помощью термодатчиков, вместо механического поплавка.
Как проверить датчик температуры кондиционера
Главный параметр, по которому можно судить о исправности термисторов, это его сопротивление.
Причём его сопротивление зависит от температуры
Для определения сопротивления необходим прибор - омметр или мультиметр, в котором есть функция измерения сопротивления.
Также необходим термометр, можно обычный комнатный.
Методика проверки термодатчиков:
- Вынимаем датчик из разъёма на плате
- Устанавливаем прибор на функцию измерения сопротивления (лучше автоматический выбор предела измерения)
- Считываем показания с прибора
Пример проверки датчика температуры
Для примера возьмём кондиционер Toshiba RAV-SM562KRT-E .
Скачиваем сервис мануал для этой модели.
В разделе Troubleshooting находим таблицы зависимости сопротивления датчиков от температуры.
Возьмём для датчика температуры комнатного воздуха:
Из графика видно, что при температуре 25 0 С его сопротивление равно 10 кОм (самое распространённое значение).
Для проверки можно нагреть датчик, взяв его в руку, при этом, как видно из графика, его сопротивление должно уменьшиться.
Как узнать сопротивление датчика температуры кондиционера
Главный источник информации - документация для кондиционеров, сервис мануалы (service manual) и технические данные (technikal data).
Если же не удаётся найти информацию для данной модели, можно посмотреть документацию для других моделей этого же производителя, очень часто датчики устанавливают с одинаковыми параметрами.
Также можно измерить параметры на аналогичном кондиционере, если есть такая возможность.
Если выяснилось что датчик всё-таки неисправен и требуется временно восстановить работоспособность кондиционера пока не приобретён датчик, это можно сделать поставив на место штатного датчика резистор.
Проще всего это сделать отрезав старый неисправный датчик, а освободившиеся выводы зачистить и припаять или прикрутить к ним резистор.
Для нашего примера нужен номинал 10 кОм, можно использовать любой постоянный или подстроечный.
При этом нужно учесть, что кондиционер будет всё время работать в режиме максимальной мощности не выключая компрессор.
Так что применять этот способ можно лишь на время при крайней необходимости.
Глава 4 Основные процедуры тестирования
Проверка датчиков
Датчик температуры воздуха
- с отрицательным температурным коэффициентом. 8
Датчик температуры воздуха
- с положительным температурным коэффициентом. 9
Потенциометр регулировки состава
7 Датчик расхода воздуха
1 Осмотрите воздуховод после датчика на наличие трещин и иных повреждений. При значительном подсосе воздуха в этом месте двигатель может запускаться, но не будет работать. Небольшие протечки неблагоприятно отразятся на работе датчика.
Датчик с заслонкой
3 Подключите отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя.
4 Найдите в разъеме датчика контакты питания, сигнала и заземления.
5 Подключите положительный провод вольтметра к выводу сигнала датчика (см. рис. 4.10)
Рис. 4.10. Измерение напряжения с обратной стороны разъема датчика расхода воздуха
6 Снимите воздуховод.
7 Снимите крышку воздухоочистителя для облегчения доступа к заслонке датчика
8 Поверните несколько раз заслонку датчика и убедитесь, что она вращается плавно и без заеданий.
9 Включите зажигание (двигатель не запускайте). Напряжение датчика должно быть в диапазоне 0.2. 0.3 В.
10 Несколько раз откройте и закройте заслонку датчика. Напряжение должно плавно нарастать до 4.0. 4.5 В. Примечание. Если у Вас цифровой вольтметр, желательно, чтобы у него была функция графического представления напряжения. При помощи такого прибора гораздо легче убедиться в плавности изменения напряжения сигнала.
11 Установите на место воздуховод. Запустите двигатель на холостом ходу. Напряжение должно быть равно 0.5. 1.5 В.
12 Увеличьте обороты двигателя до 3000 об/мин. Напряжение должно составить 2.0. 2.5 В.
13 Полностью откройте дроссельную заслонку. При этом напряжение сигнала должно превысить 3.0 В.
Неустойчивый сигнал
14 Неустойчивость сигнала проявляется в том, что напряжение меняется ступенчато, либо временно пропадает.
15 Причинами неустойчивого сигнала могут быть износ трека потенциометра или заедание заслонки датчика. В таких случаях единственным способом устранения неисправности может быть только замена узла.
16 Иногда бывает, что в некоторых местах движок потенциометра датчика перестает контактировать с дорожкой. В этом случае напряжение также будет неустойчивым.
17 Снимите верхнюю крышку датчика и убедитесь, что движок потенциометра всегда контактирует с дорожкой при полном открытии и закрытии заслонки датчика. Если контакт нарушен, осторожно подогните пластину движка или аккуратно очистите трек.
Напряжение сигнала отсутствует
18 Убедитесь в наличии эталонного напряжения питания (5.0 В) на соответствующей клемме датчика.
19 Проверьте цепь заземления датчика.
20 Если питание и заземление в норме, проверьте целость сигнального провода датчика между разъемами датчика и БЭУ.
21 Если напряжение питания или заземление отсутствует, проверьте целость соответствующего провода между разъемами датчика и БЭУ.
22 Если все провода исправны, проверьте напряжения питания и заземление БЭУ. Если все в норме, значит БЭУ неисправен.
Напряжение питания или сигнала равно напряжению аккумулятора
23 Проверьте, нет ли короткого замыкания провода питания датчика с проводом питания от аккумулятора или выключателя зажигания.
Измерение сопротивления датчика
24 Подключите омметр между выводами сигнала и питания, или между выводами сигнала и заземления.
25 Несколько раз откройте и закройте заслонку датчика и убедитесь в том. что сопротивление изменяется плавно. Если заслонку датчика вращать очень медленно, сопротивление должно изменяться ступенчато. Это нормально. Если сопротивление датчика меняется от нуля до бесконечности, это говорит о неисправности датчика.
26 Мы намеренно не приводим значений сопротивления датчика. Эти значения менее важны для проверки функционирования датчика, чем его корректное действие.
27 Подключите омметр к клеммам питания и заземления датчика. При этом показания омметра должны быть постоянными.
28 Если сопротивление датчика хаотично изменяется от нуля до бесконечности, замените датчик. Ознакомьтесь в главе 3 с комментариями об измерении сопротивлений .
Датчик расхода воздуха КЕ- Jatronic
29 В системе KE-Jetronic датчик расхода воздуха закреппен на измерительной пластине. При перемещении измерительной пластины сигнал датчика меняется так же, как в датчике с заслонкой.
30 Методы проверки датчика, а также параметры питания и сопротивления аналогичны датчику с заслонкой.
Датчики расхода воздуха с нагретым проводом или пленкой
Примечание. Измерение напряжения проводилось для 16-кпапанного двигателя Vauxhall с системой Motronic 2.5. Для других двигателей значения напряжений допжны быть примерно такими же.
Сигнальный провод
31 Включите зажигание. Напряжение должно быть около 1.4 В.
32 Запустите двигатель на холостом ходу. Напряжение должно быть около 2.0 В.
33 Несколько раз быстро откройте и закройте дроссельную заслонку. Напряжение не должно сильно измениться. Примечание. Если у Вас цифровой вольтметр, желательно, чтобы у него была функция графического представления напряжения. При помощи такого прибора гораздо легче убедиться в плавности изменения напряжения сигнала.
34 Измерить напряжение сигнала датчика с нагретым проводом при работе двигателя очень трудно, так как для этого нужно установить автомобиль на специальном стенде (для загрузки двигателя). Однако Вы можете произвести следующую проверку исправности датчика.
35 Отсоедините воздуховод так, чтобы нагретый провод датчика был виден.
36 Включите зажигание.
37 При помощи отрезка пластмассовой трубки обдувайте нагретый провод.
38 Вы сможете построить кривую изменения напряжения, хотя она будет несколько круче. чем при работающем двигателе.
Неустойчивое напряжение датчика
39 Неустойчивость напряжение проявляется в его ступенчатом изменении или полном отсутствии.
40 Измерьте сопротивление датчика, подключив омметр к его выводам 2 и 3. Показания омметра должны составить 2.5. 3.1 Ом.
41 Если напряжение сигнала датчика неустойчиво, а все напряжения питания и заземление в норме, это говорит о неисправности датчика. В этом случае, замените датчик новым или восстановленным.
Напряжение сигнала отсутствует
42 Измерьте напряжение питания датчика (контакт № 5).
43 Проверьте цепь заземления датчика через БЭУ (контакт N 2 датчика).
44 Проверьте заземление датчика (контакт №1).
45 Если напряжение питания и заземление в норме, проверьте целость сигнального провода между датчиком и БЭУ.
46 Если напряжение питания и (или) заземление отсутствуют, проверьте целость соответствующих проводов между датчиком и БЭУ.
47 Если все провода исправны, проверьте напряжение питания и заземление БЗУ. Если все в норме, значит БЭУ неисправен.
Датчик расхода воздуха вихревого типа
48 Принцип работы датчика расхода воздуха вихревого типа основан на том. что специальным образом сконструированный впускной коллектор создает турбулентный поток воздуха. Через поток воздуха передается радиосигнал, который меняет частоту в зависимости от изменения турбулентности. Эта частота как мера расхода воздуха подается на вход БЭУ.
49 Найдите в разъеме датчика сигнальный контакт. На холостом ходу частота сигнала должна лежать в пределах 27. 33 Гц. По мере увеличения оборотов двигателя частота должна возрастать.
50 Найдите контакт заземления. Напряжение на нем не должно превышать 0.2 В.
51 Найдите контакт подвода питания. На нем должно быть напряжение бортовой сети.
52 В одном корпусе с датчиком расхода могут также располагаться датчики температуры и давления воздуха. Проверка этих датчиков ничем не отличается от проверки подобных датчиков в других системах.
8 Датчик температуры воздуха - с отрицательным температурным коэффициентом
Рис. 4.11. Измерение сигнала датчика температуры воздуха [датчик расположен в корпусе воздухоочистителя)
1 Большинство датчиков температуры воздуха, используемых в двигателях, имеют отрицательный температурный коэффициент. Основу датчика составляет термистор, сопротивление которого уменьшается с ростом температуры. Существуют термисторы и с положительным температурным коэффициентом. у которых с ростом температуры сопротивление увеличивается.
2 Датчик температуры воздуха может располагаться во впускном тракте, в датчике расхода воздуха, или во впускном коллекторе. Если датчик температуры расположен вместе с датчиком расхода воздуха, у них обычно общая линия заземления через БЭУ. Оба типа датчиков имеют два провода и способы их проверки имеют много общего.
3 Подключите отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя.
4 Найдите выводы сигнала и заземления.
5 Подключите положительный провод вольтметра к выводу сигнала (см. рис. 4.11).
6 Включите зажигание (двигатель не запускайте).
7 Напряжение должно составить 2.0. 3.0. В (в зависимости от температуры воздуха). Для более точного определения значений напряжения в зависимости от температуры см. приведенную ниже таблицу или обратитесь к технической характеристике датчика.
8 Напряжение сигнала датчика зависит от температуры воздуха во впускном тракте или во впускном коллекторе. По мере прогрева двигателя температура в моторном отсеке, а значит, и во впускном коллекторе увеличивается. Напряжение сигнала при этом уменьшается. Пока двигатель холодный, температура воздуха равна наружной температуре. По мере роста температуры двигателя, температура в моторном отсеке повышается. Температура воздуха во впускном коллекторе при этом достигает 70. 80°С. Эта температура превышает температуру воздуха в моторном отсеке.
9 Для облегчения проведения теста мы рекомендуем подогревать датчик при помощи фена для волос, а охлаждать при помощи специального охлаждающего аэрозоля или ручного вентилятора. При изменении температуры сопротивление и напряжение датчика также меняются.
проверка датчика температуры воздуха
Датчик температуры воздуха (ATS) с отрицательным температурным коэффициентом. 1 Большинство систем управления двигателем использует ATS с отрицательным температурным коэффициентом (NTC). Датчик такого типа является терморезистором,сопротивление которого уменьшается по мере повышения температуры.Однако, на некоторых системах встречаются датчики температуры воздуха с положительным температурным коэффициентом (РТС). У такого терморезистора сопротивление при нагревании повышается.
2 ATS может быть установлен в корпусе датчика воздушного потока или во впускном коллекторе. Если ATS находится в датчике воздушного потока, они имеют общее заземление. Оба типа ATS являются двухконтактными датчиками, и процедуры их тестирования аналогичны.
3 Соедините отрицательный щуп вольтметра с заземлением на двигателе.
4 Найдите выводящую сигнал и заземляющую клеммы.
5 Соедините положительный щуп вольтметра с проводом, прикрепленным к выводящей сигнал клемме ATS .
6 Включите зажигание, но не запускайте двигатель.
7 Напряжение должно составить приблизительно 2 - 3 В (в зависимости от температуры воздуха). См. таблицу напряжения сигнала ATS при различных температурах.
Таблица сопротивления и напряжения в цепи A TS типа NTC.