Датчик температуры 2111
Схема системы управления двигателем ВАЗ-2111
1 – реле зажигания;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – нейтрализатор;
5 – датчик концентрации кислорода;
6 – форсунка;
7 – топливная рампа;
8 – регулятор давления топлива;
9 – регулятор холостого хода;
10 – воздушный фильтр;
14 – датчик положения дроссельной заслонки;
15 – контрольная лампа «CHECK ENGINE»;
16 – дроссельный узел;
17 – блок управления иммобилайзером;
21 – свеча зажигания;
22 – датчик детонации;
23 – топливный фильтр;
24 – реле включения вентилятора;
25 – электровентилятор системы охлаждения;
Расположение элементов системы управления двигателем
1 – датчик положения коленчатого вала (не виден);
2 – форсунка (не видна);
3 – регулятор холостого хода;
4 – датчик положения дроссельной заслонки;
5 – датчик кислорода (не виден);
6 – регулятор давления топлива в топливной рампе;
7 – датчик скорости (не виден);
8 – датчик массового расхода воздуха;
9 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
10 – модуль зажигания;
11 – датчик детонации.
На двигателе ВАЗ-2111 применена система распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр — отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1–4 и 2–3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ).
Часть двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе выпуска отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).
На другой части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.
Отличительные признаки и взаимозаменяемость компонентов систем управления двигателем
Датчики и месторасположение на 10-х (инжекторных) моделях
Данная тема задуманна для людей непредставляющих что-такое ДМРВ, ДПДЗ, ДТОЖ и т.д. и соответственно где они стоят.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установленные на автомобилях ваз 2110, ваз 2111 и ваз 2112, представляет собой термистор, (резистор, сопротивление которого изменяется от температуры). Датчик завернут в выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке цилиндров. При низкой температуре датчик имеет высокое сопротивление (100кОм при -40°С), а при высокой температуре - низкое (177Ом при 100°С).
Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике. Падение напряжения высокое на холодном двигателе и низкое на прогретом. Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет контроллер.
Датчик детонации автомобилей ваз 21110, ваз 2111, ваз 2112 заворачивается в верхнюю часть блока цилиндров (рис. 9-24) и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. Контроллер по сигналу датчика регулирует опережение зажигания, для устранения детонационных вспышек топлива.
Датчик концентрации кислорода на автомобилях семейства ваз 2110 применяется в системе впрыска с обратной связью и устанавливается на приемной трубе глушителей. Кислород, содержащийся в отработавших газах, реагирует с датчиком кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяется приблизительно от 0,1В (высокое содержание кислорода - бедная смесь) до 0,9В (мало кислорода - богатая смесь). Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 360°С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя, в датчик встроен нагревательный элемент.
Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то дается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) - дается команда на обеднение смеси.
Датчик массового расхода воздуха автомобилей ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы. В нем находятся температурные датчики и нагревательный резистор. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронный модуль датчика преобразует эту разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера. В разных вариантах систем впрыска топлива могут применяться датчики массового расхода воздуха двух типов. Они отличаются по устройству и по характеру выдаваемого сигнала, который может быть частотным или аналоговым. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота сигнала, а во втором случае - напряжение.
Контроллер использует информацию от датчика массового расхода воздуха для определения длительности импульса открытия форсунок.
СО-потенциометр (рис. 9-25) установлен в моторном отсеке на стенке коробки воздухопритока и представляет собой переменный резистор. Он выдает в контроллер сигнал, который используется для регулировки состава топливо-воздушной смеси с целью получения нормированного уровня концентрации окиси углерода (СО) в отработавших газах на холостом ходу. СО-потенциометр подобен винту качества смеси в карбюраторах. Регулировка содержания СО с помощью СО-потенциометра выполняется только на станции технического обслуживания с применением газоанализатора.
Датчик скорости автомобилей ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 устанавливается на коробке передач между приводом спидометра и наконечником гибкого вала привода спидометра. Принцип действия датчика скорости ваз 2110 - 2112 основан на эффекте Холла. Датчик скорости выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. Датчик положения дроссельной заслонки установлен сбоку на дроссельном патрубке и связан с осью дроссельной заслонки. Датчик дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, на один конец которого подается плюс напряжения питания (5В), а другой конец соединен с "массой". С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к контроллеру.
Когда дроссельная заслонка поворачивается, (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,7В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой заслонке должно быть более 4В. Отслеживая выходное напряжение датчика контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя). Датчик положения дроссельной заслонки не требует никакой регулировки, т.к. контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
Датчик положения коленчатого вала - индуктивного типа, предназначен для синхронизации работы контроллера с верхней мертвой точкой поршней 1-го и 4-го цилиндров и угловыми положением коленчатого вала. Датчик положения коленчатого вала установлен на крышке масляного насоса напротив задающего диска на шкиве привода генератора. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 равноудаленными (6°) впадинами. При таком шаге на диске помещается 60 зубьев, но два зуба срезаны для создания импульса "в"(рис. 9-26) синхронизации ("опорного"импульса), который необходим для согласования работы контроллера с ВМТ поршней в 1-ом и 4-ом цилиндрах. При вращения коленчатого вала, зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Установочный зазор между сердечником датчика и зубом диска должен находиться в пределах (1+0,2) мм.
Контроллер по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.
Датчик фаз автомобилей ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 применяется в системе с последовательным впрыском топлива и устанавливается с левой передней стороны головки цилиндров. Принцип его действия основан на эффекте Холла. В пазу датчика находится обод стального диска с прорезью. Этот диск закреплен на шкиве впускного распределительного вала. Когда прорезь диска проходит через паз датчика фаз, он выдает на контроллер отрицательный импульс, соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.
Сигнал запроса на включение кондиционера. Если на автомобиле ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 установлен кондиционер, то сигнал поступает от выключателя кондиционера на панели приборов. В данном случае контроллер получает информацию о том, что водитель желает включить кондиционер.
Получив такой сигнал контроллер сначала подстраивает регулятор холостого хода, чтобы компенсировать дополнительную нагрузку на двигатель от компрессора кондиционера, а затем включает реле, управляющее работой компрессора кондиционера.
Схема блока предохранителей ВАЗ-2111
- 1 - модуль зажигания
- 2 - датчики скорости, расхода воздуха, подогрева
- 3 - топливные реле, насос, форсунки
- 4 - вентилятор
- 5 - бензонасос
- 6 - зажигание
- F1 5 Лампы освещения: номеров, приборов, габаритов на приборной панели, левые габариты, подсветка багажника
- F2 7,5 Ближний свет в левой фаре
- F3 10 Дальний свет в левой фаре
- F4 10 Правая передняя противотуманная фара
- F5 30 Стеклоподъемники дверей
- F6 15 Переносная лампа, прикуриватель
- F7 20 Вентилятор радиатора, звуковой сигнал
- F8 20 Обогрев заднего стекла
- F9 20 Омыватель и очиститель лобового стекла
- F10 20 Резервый
- F11 5 Габарит с правой стороны
- F12 7,5 Ближний свет в правой фаре
- F13 10 Дальний свет в правой фаре
- F14 10 Противотуманная фара, левая
- F15 20 Обогрев сидений авто VAZ-2111
- F16 10 Аварийный сигнал, поворотники
- F17 7,5 Стоп сигнал, подсветка замка зажигания, освещение салона
- F18 25 Прикуриватель, подсветка бардачка, отопитель салона
- F19 10 Лампа заднего хода, контроль исправности стоп сигнала
- F20 7,5 Задние противотуманные фары.