Датчик температуры тм 100
Датчики температуры и перегрева LUZAR
Фирменное наименование – LS – Luzar Sensor
Датчики температуры LUZARслужат для контроля изменения температуры охлаждающей жидкости.
Представляет собой терморезистор, изменяющий сопротивление при повышении температуры охлаждающей жидкости. При повышении температуры сопротивление датчика уменьшается (обратно-пропорциональная взаимосвязь), что – по «закону Ома» U=IR – приводит к росту напряжения в сети; изменение напряжения регистрируется соответствующими приборами автомобиля.
Датчики температуры и перегрева LUZAR
Фирменное наименование – LS – Luzar Sensor
Датчики температуры LUZARслужат для контроля изменения температуры охлаждающей жидкости.
Представляет собой терморезистор, изменяющий сопротивление при повышении температуры охлаждающей жидкости. При повышении температуры сопротивление датчика уменьшается (обратно-пропорциональная взаимосвязь), что – по «закону Ома» U=IR – приводит к росту напряжения в сети; изменение напряжения регистрируется соответствующими приборами автомобиля.
Подразделяются на три вида:
1. Датчики температуры, соединенные с указателем температуры на шкале приборов («датчики-указатели»). Изменение сопротивления-напряжения датчика переходит на магнитную катушку шкалы температуры – магнитные свойства катушки изменяются и стрелка указателя отклоняется.
2. Датчики температуры электронной системы управления двигателем («датчики ЭСУД» или «компьютерные датчики температуры»). В этом случае изменение сопротивления-напряжения датчика воспринимается блоком управления, который в свою очередь передает «команды» исполнительным системам автомобиля (в том числе, может передавать «информацию» и указатель температуры на шкале приборов).
Электронные системы управления современных двигателей в обязательном порядке имеют в своем составе датчик температуры «второго типа». При этом использование датчиков «первого типа» является возможным, но не обязательным. Как следует из описания, датчики «первого типа» независимы от бортового компьютера, представляют собой цепь датчик-шкала и предназначены только для визуального контроля температуры двигателя водителем автомобиля.
3. Датчики аварийной сигнализации температуры («датчики перегрева»), соединенные с контрольной лампой на приборной панели. При достижении заданной (критической) температуры охлаждающей жидкости терморезистор датчика достигает такого значения напряжения, которое позволяет «зажечь» контрольную лампу.
Данные датчики используются достаточно редко и являются устаревшими. В современных автомобилях функцию сигнализации о перегрева берет на себя ЭСУД (электронная система управления двигателем). По аналогии с датчиками «первого типа» являются, как правило, «независимыми».
Особенности конструкции и потребительские преимущества
Некоторые датчики температуры имеют коническую резьбу, обеспечивающую герметизацию их соединения.
Датчики с «обычной» резьбой комплектуются уплотнительным кольцом. Уплотнительное кольцо обеспечивает герметичность соединения датчика с местом посадки.
Места контактов с проводами скрыты от грязи и осадков специальными карманами в литье корпуса датчика. Такая форма позволяет избежать окисления контактов и продлевает срок службы изделия.
Гладкая поверхность корпуса датчика позволяет избежать оседания грязи и влияния агрессивных сред.
Исследование свойств автомобильных температурных датчиков
Авторы: Акжигитова Ю. Ситов К,
Руководители: Михайлов Е.А. Фатеева И.М.
В наше время многие модели автомобилей (такие, как "Волга", "Жигули", "Москвич" и т.п.) давно сняты с производства. При этом, огромное количество таких машин продолжает эксплуатироваться до сих пор. Поиск запчастей для подобных автомобилей оборачивается большими проблемами для владельцев: многие детали выпускаются в ограниченных объемах, либо вовсе сняты с производства. Одной из таких деталей является датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Возникает вопрос о том, можно ли заменить такой датчик одним из ныне выпускаемых аналогов, подходящих по размеру.
Работа датчика температуры охлаждающей жидкости основана на том, что он представляет из себя терморезистор, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры. На него подается напряжение 12 В от автомобильного аккумулятора, а указатель температуры на приборной доске играет роль амперметра, измеряющего ток через датчик[1]. Основной целью работы было приблизить зависимость сопротивления от температуры какой-нибудь простой функцией и сравнить получившиеся функции для разных датчиков. Для исследования использовались датчики ТМ-100В (ГАЗ-31029), ТМ-106-10 ("ГАЗель"), ТМ-106-11 (ГАЗ-3110), ТМ-106 (ВАЗ-2106) и 27-3828 ("Лада-Калина").
Сначала были проведены опыты по измерению сопротивления для разных значений температуры для каждого из датчиков. Для этого температурный датчик погружался в стакан с горячей водой и по мере ее остывания записывались значения сопротивления.
После этого было предположено, что зависимость сопротивления от температуры описывается функцией R(t)=A/t+Bt+C, где A, B и C - некоторые константы. Для определения этих констант по данным эксперимента была составлена программа на языке Visual Basic [2,3], которая использовала метод наименьших квадратов, широко применяющийся при обработке экспериментальных данных в естественных науках [4].
В результате было получено, что очень хорошо взаимозаменяемы датчики ТМ-106-10 и ТМ-106-11, а также датчики ТМ-106 и 27-3828. Их коэффициенты практически полностью совпадают. Датчик ТМ-100В может быть заменен на датчик ТМ-106-10 или ТМ-106-11 при условии добавления дополнительных сопротивлений (они также были вычислены с помощью метода наименьших квадратов).
Полученные результаты планируется использовать для создания термометра, работающего по принципу автомобильного указателя температуры.
Использованная литература:
1. Кальмансон Л. Д. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга» ГАЗ-31029. М. 2000.
2. Культин Н.Б. Visual Basic. Освой самостоятельно. СПб, 2005.
3. Рыжиков С. Б. Беседы и компьютерные расчёты, касающиеся нескольких занимательных задач механики. М. 2007.
4. Митин И. В. Русаков В. С. Анализ и обработка экспериментальных данных. М. 1998.
Область знаний
Математика и информатика, Техника и инженерные науки, Физика и астрономия
Технические характеристики
От-10до +70°C
* Все указанные в документе величины погрешности были получены в лабораторных условиях и гарантированы для измерений, проводимых в таких же условиях, или для измерений, проводимых с применением компенсации
Материал. пластик ABS V0 согласно стандарту UL94
СОЕДИНЕНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ - в соответствии со стандартом NFC15-100
НАСТРОЙКИ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДАТЧИКА
1. Конфигурация
При выполнении конфигурирования датчик должен быть отключен. После чего можно выполнить необходимые настройки с помощью DIP-переключателей (как указано на чертеже справа). По окончании конфигурирования датчика его можно включить.
2. Установка диапазона измерения – переключатель активен
Чтобы задать диапазон измерения, необходимо установить двухпозиционные переключатели диапазона измерения 1, 2 и 3 следующим образом:
3. Установка единиц измерения – переключатель активен
Чтобы задать единицы измерения, необходимо установить двухпозиционный переключатель 4, как показано ниже.
КОНФИГУРИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ LCC-S
Простое и удобное конфигурирование с помощью программного обеспечения!
Данное программное обеспечение позволяет настроить промежуточные диапазоны.
Предупреждение: минимальная разность между верхним и нижним порогом диапазона составляет 20.
Пример: для датчика с диапазоном от 0 до 100 °C минимальная разность составляет 20 °C. Таким образом, можно настроить преобразователь на диапазон от 0 до +100 °C или от 0 до +20 °C.
- Доступ к параметрам настройки с помощью программного обеспечения:
- установите DIP-переключатели как показано справа;
- подключите кабель LCC-S к соответствующему разъему датчика.
Конфигурирование параметров можно выполнять как с помощью DIP-переключателя, так и с помощью программного обеспечения (не допускается использование двух способов одновременно).