Датчик температуры трансформатора
TDM-M – система мониторинга сухих и маслонаполненных силовых трансформаторов с рабочим напряжением до 110 кВ
Из всего имеющегося парка силовых трансформаторов, находящихся в эксплуатации, значительную часть составляют понижающие трансформаторы с рабочим напряжением 6, 10 и 35 кВ, обеспечивающие питание конечных потребителей электроэнергии. Обычно это маслонаполненные силовые трансформаторы, входящие в комплект КТП, хотя в настоящее время все чаще на практике для этих же целей начинают применяться сухие силовые трансформаторы, которые обладают рядом конструктивных и эксплуатационных преимуществ.
Силовые трансформаторы с рабочим напряжением до 110 кВ обычно оснащаются минимальным набором средств РЗА и практически никогда на них не монтируются системы диагностического мониторинга, хотя технологическая важность таких трансформаторов бывает значительной. Причина этого достаточно проста – стоимость таких трансформаторов сравнительно невелика, и монтировать на них «обычные» системы мониторинга, предназначенные для трансформаторов высших классов рабочего напряжения, экономически нецелесообразно.
Для оснащения понижающих силовых трансформаторов с рабочим напряжением до 110 кВ предназначена система мониторинга марки «TDM-M » (T ransformer D iagnostics M onitor – M ini), оптимально сочетающая в себе широкий набор функциональных диагностических возможностей с минимальной стоимостью системы.
Особенности организации мониторинга трансформаторов с напряжением до 110 кВ
В отличие от диагностических систем, предназначенных для непрерывного мониторинга силовых трансформаторов высших классов напряжений, при создании систем мониторинга трансформаторов с рабочим напряжением до 110 кВ необходимо обязательно учитывать их основные конструктивные и функциональные отличия.
Во-первых, высоковольтные вводы таких силовых трансформаторов, за редким исключением, не имеют измерительных выводов от последней выравнивающей обкладки (если выравнивающие обкладки внутри изоляции вообще имеют место в таких вводах), поэтому подсистема мониторинга состояния вводов отсутствует.
Во-вторых, при максимальных рабочих напряжениях в обмотках трансформатора в 35, а тем более 10 кВ, проблемы с изолирующим (и охлаждающим) маслом в баке трансформатора возникают крайне редко. По этой причине системы контроля растворенных газов в масле никогда не ставятся на таких трансформаторах, а контроль влагосодержания в масле важен, но применяется редко из-за высокой стоимости.
В-третьих, для получающих все большее практическое применение сухих силовых трансформаторов, большое значение имеет наличие в системе мониторинга подсистемы регистрации и анализа частичных разрядов в твердой изоляции обмоток. Появление частичных разрядов в такой изоляции является наиболее достоверным признаком возникновения и развития деструктивных процессов в трансформаторе.
Функциональные возможности системы мониторинга «TDM-M»:
- Контроль токов нагрузки трансформатора. Знание нагрузки трансформатора важно для технологической оптимизации эксплуатации трансформатора, позволяет избежать длительных перегрузок, добиваться симметричной нагрузки по фазам трансформатора.
- Регистрация высокочастотных и импульсных токов, включая токи короткого замыкания, контроль перенапряжений. При помощи этой важной функции можно контролировать все анормальные режимы, сопровождающие эксплуатацию трансформатора. Система регистрирует амплитуду и форму сквозных импульсных токов через трансформатор, что позволяет контролировать динамические нагрузки на обмотки трансформатора, определять эффективность работы систем защиты оборудования от коротких замыканий.
- Контроль гармонического состава питающего напряжения. Использование этой диагностической функции, совместно с контролем уровня напряжения и наличия перенапряжений, позволяет оперативно оценивать качество питающего напряжения.
- Контроль температурных режимов работы трансформатора. Для маслонаполненных трансформаторов это контроль температуры бака контактным датчиком, а для сухих силовых трансформаторов такой контроль осуществляется при помощи инфракрасных датчиков, контролирующих внешнюю температуру фазных обмоток.
- Контроль частичных разрядов в изоляции трансформатора. Для регистрации частичных разрядов в изоляции обмоток трансформаторов используются специальные электромагнитные датчики, работающие в СВЧ диапазоне частот. Именно благодаря такому выбору частотного диапазона удается максимально эффективно отстраиваться от высокочастотных помех, особенно коронных разрядов, частота которых существенно ниже этого диапазона.
- Контроль вибрации поверхности бака маслонаполненного трансформатора (магнитопровода сухого трансформатора). Увеличение вибрации трансформатора обычно говорит о том, что в его конструкции возникли и развиваются механические ослабления различного типа и природы.
- Контроль температуры и влажности окружающего воздуха. Зная количество тепла, выделяемого обмотками и сердечником трансформатора при протекании токов нагрузки, и параметров окружающей среды, можно достаточно просто оценить эффективность работы системы охлаждения.
Математические модели и программное обеспечение мониторинга «iNVA-M»
Информация от датчиков первичной информации, смонтированных на трансформаторе, регистрируется, обрабатывается и хранится в приборе «TDM-M». Эту информацию можно просмотреть на экране прибора или перенести в персональный компьютер, используя интерфейс «USB». Информация также может оперативно передаваться при помощи оптической линии или по витой паре, используя интерфейс RS-485.
АРМ системы мониторинга на персональном компьютере может контролировать несколько трансформаторов, на каждом из которых должна быть смонтирована система «TDM-M». Основу автоматизированного рабочего места мониторинга трансформаторов составляет специализированное программное обеспечение «iNVA-M». При помощи этого ПО производится обработка, отображение и архивирование информации о состоянии трансформатора. При необходимости вся информация или ее наиболее значимая часть может передаваться в системы АСУ-ТП более высокого уровня.
Для получения диагностических заключений о состоянии контролируемого трансформатора в ПО «iNVAM» используются специальные диагностические алгоритмы и математические модели, оценивающие техническое состояние, как отдельных локальных подсистем, так и всего трансформатора.
Вся необходимая информация о работе трансформатора, как первичная, так и специально обработанная, отображается на экране компьютера АРМ в цифровом значении и в виде стандартных светофоров состояния - «зеленый», «желтый», «красный», предназначенных для оперативного персонала. Специальный диагностический персонал может проводить углубленную многофакторную обработку трендов и диагностических заключений.
Особенности конструкции «TDM-М»
Все элементы и датчики системы мониторинга марки «TDM-М» рассчитаны на работу в промышленном диапазоне температур от - 40° С и монтируются в шкафу. Это позволяет даже без использования устройств дополнительного подогрева монтировать первичные датчики и все диагностическое оборудование непосредственно рядом с контролируемым трансформатором.
Стандартно система «TDM-M» поставляется в покрашенном защитном шкафу из нержавеющей стали, в котором монтируется сам измерительный прибор и контактные клеммники. При необходимости в шкафу может быть смонтирована дополнительная система подогрева, тогда допустимая внешняя температура для системы достигает уже – 50 градусов.
Для передачи информации от прибора в локальную вычислительную сеть АСУ-ТП более высокого уровня в системе «TDM-M» используются оптический кабель. Предусмотрено использование для целей передачи информации в АСУ-ТП и интерфейса RS-485.
Комплект поставки системы «TDM-М»
Объем стандартного комплекта поставки системы мониторинга марки «TDM-M», предназначенной для трансформаторов с рабочим напряжением до 110 кВ, включает в себя:
- Прибор системы мониторинга в защитном шкафу, позволяющем производить монтаж рядом с контролируемым трансформатором.
- Набор первичных датчиков и каналов измерения, зависящий от типа и рабочего напряжения силового трансформатора.
Главная Каталог ТМТ2 Дополнительно о приборе
Прибор мониторинга температуры трансформатора ТМТ2
Прибор температурного мониторинга ТМТ2 является модернизацией приборов ТМ-1 и ТМТ-1.
ТМ-1 обеспечивает мониторинг температуры верхних слоев масла, управление системой охлаждения, предупредительную и аварийную сигнализацию по температуре масла.
ТМТ-1 обеспечивает мониторинг температуры масла и ННТ обмотки, управление охлаждением по температуре ННТ обмотки, предупредительную и аварийную сигнализацию по температуре обмотки и температуре масла.
Оба прибора имеют унифицированные токовые выходы 4-20 мА и интерфейсы для использования информации о температуре трансформатора в дистанционных системах мониторинга.
Модернизированный прибор выполняет следующие функции:
- мониторинг температуры верхних слоев масла;
- мониторинг температуры ННТ нерасщепленной или двух ветвей расщепленной обмотки
трансформатора;
- расчет остаточного термического ресурса изоляции трансформатора по величине
температуры ННТ обмотки;
- мониторинг уровня масла в расширителе трансформатора и отсеке РПН;
- сигнализация о наличии утечки масла из трансформатора или устройства РПН.
Прибор оснащен токовыми унифицированными выходами и интерфейсом для связи с АСУ-ТП.
Выбор конфигурации прибора обеспечивается его программированием перед использованием на месте эксплуатации и зависит от количества используемых датчиков информации.
В схему контроля уровня масла ТМТ-2 входят датчик температуры масла в баке трансформатора и датчик давления столба масла в расширителе. Прибор измеряет относительные значения уровня масла в расширителе и имеет более высокую точность чем стрелочные маслоуказатели.
Так же в ТМТ2 предусмотрен контроль за уровнем заливки масла в соответствии с климатическим исполнением трансформатора.
При контроле сравнивается реальный уровень масла в расширителе с расчетным значением. Звуковой сигнал (сирена) предупредит оператора (заранее, при 95% уровня заливки) о приближении окончания процесса заливки и его завершении (100%).
В процессе эксплуатации уровень масла контролируется не только на превышение или понижение предельных уровней масла в расширителях трансформатора и отсека РПН, но и ведется контроль утечки масла.
Предупредительный сигнал «УТЕЧКА МАСЛА» заранее оповещает дежурный персонал при отклонении на 10% от расчетного значения. Таких функций нет в приборах аналогичного класса.
На устройство контроля уровня масла и утечки получено положительное решение 2008104262/09, дата приоритета 04.02.2008г. (патент № 2393567 ).
В интересах заказчика разработано несколько исполнений прибора, которые позволяют полное или частичное использование заложенных функций. Так исполнения ТМТ2-40 и ТМТ2-30 являются полными аналогами приборов ТМ-1 и ТМТ-1 соответственно и предназначены для их замены в связи с прекращением производства ряда входящих в их состав покупных элементов. Исполнение ТМТ2-20 предназначено для контроля температуры масла и индикации уровня и утечки масла из бака трансформатора (т.е. аналог ТМ-1 и маслоуказателя ).
ТМТ2 - универсальное исполнение прибора, конфигурацию которого можно менять в зависимости от типа трансформатора - от наличия или отсутствия устройства РПН, от типа обмотки - расщепленная или нерасщепленная обмотка трансформатора. Это позволяет сократить количество исполнений шкафов охлаждения .
Приборы мониторинга температуры трансформатора ТМТ2 зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений РФ под № 54481-13. Свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.C.32.005.A под №51864. выдано Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии 16 августа 2013 года.
Тепловизионный контроль силовых трансформаторов
Тепловизионный контроль применительно к силовым трансформаторам является вспомогательным методом диагностики, обеспечивающим наряду с традиционными методами (измерение изоляционных характеристик, тока холостого хода, хроматографического анализа состава газов в масле и др.) получение дополнительной информации о состоянии объекта.
Опыт проведения ИК-диагностики силовых трансформаторов показал, что с ее помощью можно выявить следующие неисправности:
возникновение магнитных полей рассеивания в трансформаторе за счет нарушения изоляции отдельных элементов магнитопровода (консоли, шпильки и т.п.);
нарушение в работе охлаждающих систем (маслонасосов, фильтров, вентиляторов и т.п.) и оценка их эффективности;
изменение внутренней циркуляции масла в баке трансформатора (образование застойных зон) в результате шламмообразования, конструктивных просчетов, разбухания или смещения изоляции обмоток (особенно у трансформаторов с большим сроком службы);
нагревы внутренних контактных соединений обмоток НИ с выводами трансформатора;
витковое замыкание в обмотках встроенных ТТ; ухудшение контактной системы некоторых исполнений РПН и т.п. Возможности ИК-диагностики применительно к трансформаторам недостаточно изучены. Сложности заключаются в том, что, во-первых, тепловыделения при возникновении локальных дефектов в трансформаторе "заглушаются" естественными тепловыми потоками от обмоток и магнитопровода, а, во-вторых, работа охлаждающих устройств, способствующая ускоренной циркуляции масла как бы сглаживает температуры, возникающие в месте дефекта.
При анализе результатов ИК-диагностики необходимо учитывать конструкцию трансформаторов, способ охлаждения обмоток и магнитопровода, условия и продолжительность эксплуатации, технологию изготовления и ряд других факторов.
Поскольку оценка внутреннего состояния трансформатора тепловизором осуществляется измерением значений температур на поверхности его бака, необходимо считаться с характером теплопередачи магнитопровода и обмоток. Кроме того, источниками тепла являются:
массивные металлические части трансформатора, в том числе бак, прессующие кольца, экраны, шпильки и т.п. в которых тепло выделяется за счет добавочных потерь от вихревых токов, наводимых полями рассеивания;
токоведущие части вводов, где тепло выделяется за счет потерь токоведущей части и в переходном сопротивлении соединителя отвода обмотки; контакты переключателей РПН.
Условия теплопередачи, характер распределения температур в трансформаторах различного конструктивного исполнения подробно освещены в технической литературе. Применительно к наиболее распространенной конструкции трансформаторов с естественной циркуляцией масла (системы охлаждения М и Д) характер изменения температуры по высоте трансформатора и в горизонтальном сечении приведен на рис. 1.
Отвод тепловых потерь от магнитопровода и обмоток к маслу и от последнего к системе охлаждения осуществляется путем конвекции. Зоны интенсивного движения масла имеются только у поверхностей бака трансформатора, где происходит теплообмен. Остальное масло в баке трансформатора находится в относительном покое и приходит в движение при изменении нагрузки или температуры охлаждающего воздуха.
Рис. 1. Характер изменения температуры в силовом трансформаторе:
а — изменение температуры по высоте; б — распределение температуры в горизонтальном сечении
1 — температура масла; 2 — температура стенок бака; 3 — температура обмотки; 4 — температура магнитопровода; 5 — магнитопровод; 6 — обмотка НН; 7 — обмотка ВН; 8 — стенка бака; 9 — масло; 10 — воздух
В соответствии с п. 5.3.13 ПТЭ температура верхних слоев масла при номинальной нагрузке должна быть не выше:
75°С у трансформаторов и реакторов с охлаждением ДЦ;
95°С у трансформаторов с естественным масляным охлаждением и охлаждением Д; 70 °С у трансформаторов с охлаждением Ц (на входе в маслоохладитель). Согласно * в трансформаторах с системами охлаждения М и Д разность между максимальной и минимальной температурами по высоте трансформатора составляет 20 — 35 °С.
Перепад температур масла по высоте бака в трансформаторах с системами охлаждения ДЦ и Ц находится в пределах 4-8 °С. Однако, несмотря на такое выравнивание температур масла по высоте бака, теплоотдача от обмоток все же осуществляется путем естественной конвекции масла. Это означает, что температура катушек в верхней части обмоток будет значительно выше, чем в нижней.
Таким образом, если в трансформаторах с естественной циркуляцией масла температура верхних слоев масла и температура в верхних каналах обмотки примерно одинаковы, то в трансформаторах с принудительной циркуляцией масла в баке будет иметь место значительный перепад между температурой масла в верхних каналах обмоток и температурой верхних слоев масла в баке. Поэтому в трансформаторах с естественной и принудительной циркуляцией масла наиболее нагретыми являются верхние катушки обмоток, изоляция которых стареет быстрее, чем нижних катушек.
В * отмечается, что при оценке нагрева масла в трансформаторах следует считаться с возможностью застоя верхних слоев масла и его повышенных нагревов, если расстояние между крышкой бака и патрубками радиаторов или охладителей велико (больше 200 - 300 мм). Так, при исполнении крышки "гробиком" температура масла под верхней частью крышки может превышать температуру масла на уровне верхних патрубков охладителей примерно на 10 °С.
*Рекомендации по проведению тепловых испытаний силовых масляных трансформаторов (и автотрансформаторов) на месте их установки. — Москва: Энергия, 1972.
Таблица 1 Результаты хроматографического анализа масла из бака ATI