Тройник датчика температуры
Управление электровентилятором
Итак, задача: выкинуть штатную «мясорубку» и всю кучу пластмассы, идущую вместе с ней, и поставить электровентилятор или два.
Очень хорошо встаёт блок электровентиляторов от 21214, хотя это не самый бюджетный вариант, но хорош он тем, что встаёт перед радиатором, освобождая тем самым место в подкапотном пространстве. Но можно примастрячить и от 2106, стоимостью 550 р. результат будет не хуже.
Далее список и цены в Самаре.
Для работы необходимо:
2. Датчик ТМ 108 – 80 р.
3. Два хомута «Norma» - 2*15 р.
4. Герметик – 15 р.
5. Реле – любое, я взял 711.3747-01 (12 В, 50 А) – 40 р.
6. Клеммы на реле, клавишу и датчик.
7. Клавишу управления печкой для 2101.
8. Провода - 0.75 мм 2 3 цвета по 2 метра, 2.5 мм 2 3 цвета по 1 м.
9. Корпус под предохранитель 20 р.
10. Предохранитель.
11. Блок электровентиляторов – 550. 2100 р. в зависимости от модели.
Выбираем схему (мне по душе вторая).
Итак, первая – самая простая, всё гасится при выключении зажигания, это даёт нам шанс завести машину утром, если вдруг переключатель остался в положении «Включено постоянно»:
Схема вторая, немного сложнее, но даёт нам возможность наблюдать за системой охлаждения в разных режимах. И даже обнаруживать некоторые неисправности системы охлаждения (грязный радиатор, умершее реле, предохранитель и вентилятор).
В этой схеме добавлены - пара сопротивлений, у меня МЛТ-0,25 и светодиод – любой двухцветный:
Схема вторая, но немножко упрощённая (проводов тащить меньше). У неё есть особенность: если переключатель режимов находится в положении «автомат», то при выключении зажигания вентилятор будет работать до момента срабатывания датчика (как в зубилах):
Пару слов о врезке тройника с датчиком в систему охлаждения.
Есть три варианта установки датчика:
1. в верхний патрубок радиатора;
2. в радиатор;
3. в нижний патрубок радиатора.
На заводе (применительно к двигателю ЗМЗ-406) его устанавливают в левом бачке радиатора, где температура жидкости ниже, чем в правом, так как она успевает охладиться при прохождении по каналам радиатора (в правый бачок жидкость поступает непосредственно с рубашки охлаждения двигателя).
Я врезал в нижний патрубок (по причине невозможности врезаться в сам радиатор), основываясь на следующих рассуждениях.
У нас система охлаждения двухконтурная имеет малый круг и большой. При нагреве жидкости термостат открывается и подключает большой круг (радиатор), при этом из радиатора холодная жидкость поступает в блок, а горячая по верхнему хоботу из блока в радиатор. Температура в двигателе понижается, термостат закрывается и радиатор отсекается.
За температурой в двигателе и в ГБЦ следит термостат, нам необходимо осуществить контроль температуры и охлаждение жидкости в РАДИАТОРЕ так, чтобы на выходе радиатора (большого круга) она была ниже температуры реакции термостата, градусов на 10. 20 (это и есть наш запас).
Измерять температуру жидкости для включения электровентиляторов нужно в самом радиаторе или на выходе из него (в нижнем патрубке) при помощи датчика ТМ 108.
А вот датчики бывают разные (в скобках указана температура включения – выключения):
ТМ 108-02 (87-82) - АЗЛК-2141;
ТМ 108-10 (99-94) - ВАЗ-08, 09, ВАЗ-1111;
ТМ 108 (92-87) - ВАЗ-03, 06, 07, ГАЗ-3102, 3110;
ТМ 108 (82-67) – видел один раз на авто, в продаже не нашел.
Дабы иметь запас по температуре нужно в нижний патрубок ввернуть датчик «похолоднее». Датчик желательно покупать итальянский, он у Вас прослужит долго, датчики, произведённые в Калуге, ходят максимум 30 000 км и то, если повезёт.
Дополнение от 18.05.10, автор Yohan.
Выше в статье есть, соответственно, варианты, когда питание подаётся только при включенном зажигании, либо постоянно, т. е. вентилятор при срабатывании датчика может крутиться и без зажиганиях (так на ВАЗ 2109 было сделано).
Я выбрал другой вариант: взял плюс управляющей цепи с кнопки аварийки (коричневый). Получается, на этом проводе есть плюс при включенном зажигании, при выключенном зажигании плюса нет, но если при выключенном зажигании включить аварийку - появляется плюс. Таким образом можно заглушить двигатель и, включив аварийку, остужать радиатор.
Также автор предлагает использовать двухцветный светодиод. Мы же упростили схему и поставили один обычный светодиод, который загорается при включении двигателя вентилятора. Так получается, что при постоянно включенном вентиляторе диод горит постоянно, а когда кнопка в автоматическом положении - диод загорается при срабатывании датчика температуры и горит во время работы вентилятора.
К сожалению, рисовать схемы не умею поэтому только на словах.
Многофункциональные приборы
Описание товара: Многофункциональные приборы, указатели и индикаторы
Мультиприбор 6 в 1 с выносной вспышкой
Белый циферблат. Артикул: 5613911 sw
Тонированное стекло. Артикул: 5613911 swl
Черный. Артикул: 5613911 sb
Производитель: Autogauge. Цена -7 200 рублей
Диаметр прибора: 125 мм
В комплекте: прибор, датчики, переходники, вакуумная трубка. инструкция.
Функции: Тахометр, цифровые указатели температуры масла и воды, давления масла, индикатор напряжения, давления турбо.
Выносная вспышка срабатывает при превышении запрограммированного значения оборотов двигателя.
В комплект входят все необходимые датчики и фитинги, а также инструкция по установке.
Для подключения потребуются:
1. переходник для установки датчика температуры охлаждающей жидкости в зависимости от диаметра патрубка;
2.Тройник для установки датчиков температуры масла и датчика давления масла.
Для монтажа в масляную магистраль используйте футорки и фитинги (переходники) из комплекта указателя температуры масла.
Для подключения индикатора давления турбо в комплекте предусмотрены вакуумная трубочка и тройник с КАЛИБРОВАННЫМ жиклером.
Мультиприбор 4 в 1. семицветная подсветка
Производитель: Autogauge. Цена -6 300 рублей. Артикул:5413906 SW-7-OWOT
Диаметр прибора: 125 мм
В комплекте: прибор, датчики, переходники, вакуумная трубка. инструкция.
Функции: Тахометр, цифровые указатели температуры масла и воды, давления масла, выносная вспышка (максимальные обороты двигателя, память максимальных оборотов.
Прибор укомплектован всеми необходимыми для подключения датчиками и фитингами.
Дополнительно нужно приобрести:
переходник для установки датчика температуры охлаждающей жидкости (Артикул: WT3-28 -WT3-42 - последние две цифры в артикуле соответствуют диаметру переходника);
тройник для установки датчиков температуры масла и датчика давления масла (Т-4).
Производитель: Autogauge. Цена -3 800 рублей. Артикул:3410 LED
Диаметр прибора: 95 мм
В комплекте: прибор, датчики, переходники. инструкция.
На панели прибора размещены четыре светодиодных индкатора: температура масла и воды, давление масла, СОСТАВ СМЕСИ.
Стекло - тонированное.
Для подключения прибора в комплекте есть все необходимые датчики, кроме λ-зонда. (указатель состава топлива подключают к штатному "лямбда"-зонду).
Нужно подобрать соответствующие вашему двигателю переходники:
для установки датчика температуры охлаждающей жидкости серии WT3 в зависимости от диаметра патрубка идущего от радиатора (последние две цифры в артикуле указывают диаметр переходника);
тройник для установки датчиков температуры масла и датчика давления масла - Т-4. Имейте в виду, что тройник универсальный, НО(!) это не говорит, что подходит для всех авто. Для монтажа в масляную магистраль используйте футорки и фитинги (переходники) из комплекта указателя температуры масла.
(Golf 6) Устранение течи антифриза
Инструкция актуальна для Golf V, и VI c двигателями 1.4 TSI, 1.2 TSI, 2.0 TSI
Многие владельцы как 6-х так и 5-х гольфов столкнулись с проблемой течи антифриза в морозы. Так сказать детская болячка.
Антифриз течёт из тройника - в который вставлен датчик температуры охлаждающей жидкости. Виновато в этом уплотнительное кольцо, которое является прокладкой между датчиком и тройником.
Вот собственно и сам датчик. Открываем капот и видим его справой стороны, прямо под воздушним фильтром. Выходит он из нижнего патрубка радиатора. На нём же сразу можно увидеть следы антифриза:
Впринципе это случай гантийный, но были случаи когда после замены кольца - новое кольцо тоже начинало бежать в морозы. Вот я и решил не ездить к ОД а устранить болезнь самому.
Итак нам понадобится:
Подъёмник или яма, не суть важно. С верху даже не пытайтесь подлезти до датчика - это ананизм! Подлезать нужно снизу.
Дальше: ключь на 13-ть, желательно головкой. Что бы снять защиту. И торкс 25, для того что бы открутить саморезы на защите.
Нужен селиконовый автомобильный герметик, я пользовался простым русским, белый такой. Ещё уайт-спирит или что-то обезжиривающее.
Впринцыпе и всё.
Перед тем как заехать на подъёмник, нужно хорошо прогреть двигатель.
Заежаем на подёмник и открываем тихонько крышку расширительного бачка полность, что бы стравить давление в системе. Потом закручиваем крышку обратно. И пока снимаем защиту - движок отстынет и система разрядится. Благодаря чему, когда мы вытащим датчик, антифриза нипрольётся ни капли(спасибо за совет lw15). снимаем защиту (у кого нет ещё проще).
Откручиваем саморезы (указаны стрелками), затем откручиваем болты на 13-ть (обведены красными кругами). Всё, защита снята.
На защите видны следы антифриза:
Слева видим тройник выходящий из радитора, а в нём белый датчик температуры:
Крепится он на такую скобку:
Сдесь видно концы скобки, что бы её снять - нужно просто раздвинуть концы в разные стороны. Это всё спокойно делается одной рукой, без инструмента. Там же можно видеть следы антифриза:
Всё, вытаскиваем датчик вверх. Вот и он:
Снимаем с него резиновое уплотнительное колцо. Видимых повреждений на кольце нет. Нет ни одной трещинки, кольцо выглядит как новое. Так что смысл менять его на другое не вижу. Видимо оно просто сжимается при морозах и поэтому течёт. У меня побежало в -28, а но -20 сново перестало бежать. А вот собственно и виновник торжества - это кольцо:
Я снял кольцо, обезжирил его и сам датик уайт-спиритом, в нутри тройника тоже обезжирил. Намазал то место куда садится кольцо - герметиком. Затем одел кольцо и его тоже обмазал герметиком:
Подождал 30 мин. пока герметик схватится (так было написано на инструкции к герметику)
Затем вставил датчик в тройник. Датчик сел плотнее чем без герметика.
Всё, встовляем скобку обратно и одеваем защиту двигателя.
Далее ждал 4 часа что бы герметик засох. (тоже придерживался инструкции для герметика, хотя раньше на ВАЗах ждал 15 мин. и ехал дальше, ни чего ни текло)
Ну вот и всё. Проехался по трассе, прогрел движок до 90 и масло до 101 градуса, потом проверил антифриз - небежит. Но нужно дождаться морозов, там и видно будет. Сегодня всего -15. В холода посмотрим. Если у кого побежит тройник, то он тоже держится на такой же скобе как и датчик. Так что снять не трудно будет.
Если не считать время которое было потрачено на отвердивание герметика, весь ремонт занимает 30-40 минут
Ну как то так. После морозов ещё отпишусь сдесь.
Последний раз редактировалось Cartman; 09.01.2012 в 10:00 .